Госбюро расследований направило Генпрокуратуре проект подозрения нардепу от «ЕС» Софии Федыне. После этого приемлемых выходов из скандала для Зеленского не осталось.
Угроза президенту?
После того как ГБР сообщило, что направило в ГПУ проект подозрения Софии Федыне по статье «угроза убийством в отношении президента Украины», потенциальная подозреваемая не замедлила с жестким ответом.
«Мы живем теперь уже в реалиях режима Зеленского, когда давление на власть законно, преследование и пренебрежение к военным — законно, Антимайдан — законно, зачистки дел майдановцев — законно, взяточничество — похвально, заказывать проституток — похвально, зато защищать свое государство и бороться за то, чтобы Украина была нормальной, — это, оказывается, теперь преступление», — сказала Федына.
По ее мнению, директор ГБР Роман Труба хочет выслужиться и остаться на своей должности. Но, судя по всему, дело вовсе не только в профессиональном рвении Трубы. С чего же началась вся эта история?
Месяц назад, 26 октября, нардеп от «Евросолидарности» София Федына опубликовала на Facebook видео, которое было записано вместе с волонтеркой Марусей Звиробий в кафе Львова. В нем Федына и Звиробий резко критикуют президента Зеленского, который в это время находился в Золотом Луганской области, где глава государства в достаточно специфической форме общался с добровольцами, пытался убедить последних, что разведение войск — это хорошо и правильно.
«Ты там почаще езди, там тебя подорвут, кто-нибудь там тебя подорвет», — говорит Звиробий на видео, судя по всему, риторически обращаясь к президенту. «Там невзначай может взорваться граната, там бывают обстрелы», — добавляет Федына.
Приверженцы Владимира Зеленского восприняли ролик Федыны и Звиробий, что называется, в штыки, то же относится и к президентской партии. В «Слуге народа» слова нардепа посчитали «угрозой» и «призывом к мятежу». Фракция «слуг», возмутившись роликом, даже заблокировала трибуну Верховной Рады, а вице-спикер Руслан Стефанчук пообещал написать заявление в полицию — дабы силовики расследовали высказывания Федыны и Звиробий на предмет криминала. Судьба заявления Стефанчука, впрочем,на данный момент неизвестна, зато инцидентом заинтересовались в ГБР, куда заявление о преступлении написал нардеп от «Слуги» Александр Качура. Собственно, проанализировав заявление нардепа, подчиненные Трубы направили подозрение Федыне для согласования в прокуратуру.
Возмущением симпатиков президента и «слуг» реакция на видео не ограничилась — вскоре после его появления в адрес Федыны якобы начали поступать угрозы — дескать, ее ждет судьба Екатерины Гандзюк и встреча с Сашком Билым, о чем нардеп подала заявления в Генеральную прокуратуру и в МВД. Силовики ответили, что угрозы якобы не имеют состава преступления, значит, и расследовать тут нечего.
Молчать или судить
Практически все время, начиная от появления нашумевшего ролика в сети и до направления проекта подозрения из ГБР в Генпрокуратуру, процесс сопровождался активными комментариями бывшего замглавы Администрации Януковича Андрея Портнова, которого связывают с пока еще директором ГБР Романом Трубой. Андрей Владимирович перемежал анонсы допросов президента Порошенко в ведомстве Трубы изложением своих надежд на то, что «преступление Федыны не останется безнаказанным — будет впредь думать, что говорить», подливая таким образом масла в огонь.
В результате ситуация для власти, а в особенности для президента Владимира Зеленского, который, кстати, до сих пор ни разу не прокомментировал ролик, складывается не лучшим образом. Даже учитывая то,что подозрение вначале должен согласовать генпрокурор, затем оно должно пройти через Регламентный комитет и только потом может быть внесено в зал для принятия решения о снятии неприкосновенности с нардепа. При этом часть окружения президента, связанная с Коломойским, а также Андрей Портнов очень заинтересованы именно в таком развитии событий, чего нельзя сказать о президенте. Поступить в сложившейся ситуации он может по-разному.
Во-первых, глава государства может не дать ход подозрению Федыны, заблокировав его прохождение через ГПУ, либо, если Руслан Рябошапка все-таки подпишет проект, похоронив его уже в Регламентном комитете Рады руками «слуг», которые, напомним, не очень охотно голосовали даже за представление о снятии неприкосновенности с нардепа от «ЕС» Богдана Дубневича.
В таком случае Зеленский частично может избежать критики и обвинений в преследованиях, но будет еще агрессивнее атакован Портновым и нардепами из пула Коломойского, которые обвинят его в «мягкотелости» и потакании команде предыдущего президента, маховик дел против которого уже давно запущен, и так просто его остановить уже не получится. Другими словами, остановив все на полпути, Зеленский подвергнется активной критике в собственном лагере.
Во-вторых, президент может отыграть запущенный процесс до конца и организовать лишение неприкосновенности, а затем и суд над Федыной. В таком случае рисков для Зеленского становится еще больше. Само обвинение в «покушении» на президента, откровенно говоря, не выглядит серьезным в принципе — украинские политики часто и помногу говорят далеко не всегда приятные вещи, но подвергать их за сказанное уголовному преследованию — это явно перебор.
Кроме того, если «дело Федыны» будет продвигаться в сторону уголовного преследования именно сейчас, в преддверии Нормандской встречи, это станет неким подспорьем для патриотической оппозиции Зеленскому. Оппозиционеры получат отличную возможность трубить на весь мир о репрессиях новой украинской власти против несогласных, которые, к тому же, будут активно противостоять сдаче украинских интересов Зеленским, участвуя в акциях протеста. То есть оппозиция получила дополнительный повод для протестов, ведь президента можно будет обвинять не только в сдаче Путину национальных интересов, но и в зачистке политического поля от недовольных. На Западе реакция на подобное уголовное дело также будет вполне однозначным и на пользу Зеленскому точно не пойдет.
Получается классический шахматный цугцванг, когда любое действие в «деле Фендыны» равно приведет к ухудшению ситуации для Зеленского. А ведь можно было купировать угрозу в самом начале, дипломатично пожурив Федыну и простив ее великодушно, по-президентски. Но Зеленский то ли реально почувствовал себя обиженным, то ли на самом деле испугался «заговора Федыны» как «путча Порошенко», а потому никак публично на скандал вокруг депутатки не отреагировал, тем самым засвидетельствовав свое молчаливое согласие на раскрутку этого дела.
Что же касается Трубы, Портнова и «старого друга» последнего, Коломойского, то им, в отличие от Зеленского, доведение дела об угрозах президенту до абсурда может оказаться очень даже на руку. Главой государства, который окружен скандалами как внутри страны, так и международными, манипулировать на много легче.
Денис Сарбей / Деловая столица