четвер, 25 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Донбасс в обмен на газ: На что Маас намекнул Путину Заявления главы немецкой дипломатии указывают на то, что без дальнейших уступок со стороны Кремля в конфликте на Донбассе санкции с России, скорее всего, не снимут

Визит министра иностранных дел Германии Хайко Мааса в Киев на этой неделе, очевидно, имел целью если и не сблизить позиции Берлина и Киева в преддверии запланированного на 9 декабря «нормандского саммита», то, по крайней мере, обеспечить взаимную осведомленность относительно этих позиций.

Такой шаг, несомненно, был весьма необходимым на фоне активного переговорного процесса между Россией и Францией, который крайне скупо освещается в СМИ и вызывает, очевидно, закономерные вопросы у украинской стороны. Эти вопросы так же закономерно понемногу перерастают в подозрения относительно возможных «широких компромиссов» между Европой и Кремлем, которые, в худшем для Киева случае, могут включать в себя ослабление европейских санкций.

В целом месседж, транслируемый Маасом, можно назвать обнадеживающим. Поскольку положительно оценивая шаги Украины, направленные на деэскалацию конфликта, немецкий чиновник заявил, что «теперь очередь и за Россией». Подобное заявление позволяет предположить, что обмен пленными и возвращение кораблей в Берлине, очевидно, не рассматривают как достаточную реакцию со стороны Кремля на украинские шаги и уступки. И без новых, более существенных шагов навстречу Киеву Москва от санкций не избавится. И это, безусловно, хорошая новость.

Плохая же заключается в том, что глава германской демократии не обозначил хотя бы в общих чертах тех надежд, которые Берлин возлагает на Москву. Кроме, возможно, фраз о том, что украинцы на Донбассе требуют «настоящего» перемирия. То есть, очевидно, периодические огневые провокации со стороны боевиков – не совсем то, что в Европе хотели бы видеть под вывеской перемирия.

Все это наталкивает на мысль, что либо в ЕС по каким-то причинам не хотят перед саммитом сообщать о своих требованиях к России, либо эти требования до сих пор не являются четко сформулированными и жестко озвученным перед Путиным. Первый вариант намекает на то, что саммит 9 декабря все же имеет крайне высокие шансы завершиться «изменой» в той или иной форме. Второй – предусматривает принятие декларативных документов.

Параллельно с тем в СМИ циркулируют версии о возможном сохранении газового транзита через Украину в обмен на принятие Киевом российских условий относительно Донбасса. Якобы и новый закон об особом статусе региона в Москве уже приняли, и с европейскими участниками переговоров его согласовали, и все, что остается, – это подсунуть его Зеленскому на переговорах, получить мгновенное согласие «монобольшинства» в Раде – и все, победа в конфликте на Донбассе Кремлю гарантирована.

На самом деле все далеко не так плохо. Во-первых, российский транзит через Украину, который будет стоить нам как минимум судебных побед в европейских арбитражах, просто физически не будет продолжаться в нынешнем объеме слишком долго. В силу сокращения российского присутствия на еврорынке, выхода туда сжиженного газа из США и Персидского залива через терминалы и азербайджанского – через TANAP, который будет запущен 30 ноября. При таких условиях для полной загрузки украинской ГТС Россия должна бы порезать как минимум два из трех «потоков» на металлолом. Чего, конечно, не случится. И менеджмент «Нафтогаза», очевидно, донесет эту невеселую правду руководству страны.

Во-вторых, в Европе не могут не понимать, что демонстративное согласие на все российские условия относительно Донбасса может ввести в состояние нестабильности всю Украину. И тогда единственный настоящий интерес Берлина и Парижа во всей этой истории – чтобы через восточную границу в ЕС не ушло больше беженцев, чем из Сирии и Африки вместе, – может оказаться под угрозой. Поэтому предположения на эту тему, из каких бы источников они не исходили, частично похожи на вчерашний фейк о том, что «ЕС заставит Украину напрямую покупать газ у «Газпрома»».

Впрочем, тот факт, что схема «транзит в обмен на Донбасс» является нереалистичной, не отменяет возможности других невыгодных для Украины вариантов развития событий. Среди которых – вероятное требование согласовывать новую редакцию «особого статуса» с «чиновниками» из «Л-ДНР». Или проведение выборов на оккупированных территориях только под наблюдением немногочисленных европейских наблюдателей.

Но пока все это остается лишь гипотезами и предположениями. Которые будут окончательно подтверждены или опровергнуты всего через три недели.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим