Двухдневный визит в Мариуполь понадобился Владимиру Зеленскому, чтобы сбить негативную волну в информпространстве, вызванную отступлением украинских войск с позиций на ряде участков линии фронта. Два форума в Мариуполе – инвестиционный RE:THINK 29 октября и политический «Форум единства» 30 октября – позволили представить отвод войск мелким эпизодом, необходимым для реализации масштабной программы Зеленского, нацеленной на прекращение войны, деоккупацию, реинтеграцию и экономическое возрождение тех территорий Донетчины и Луганщины, которые сейчас захвачены Россией.
Однако озвученные Зеленским планы вызывают подозрение, что Зе-команда выдает желаемое за действительное. «Нам нужен мир на наших условиях? Для этого у страны должна быть сильная позиция. Она возможна при сохранении санкций. Именно поэтому сегодня так важны Минский процесс и встреча в нормандском формате. Она должна состояться. И мы должны решать все вопросы не в телефонных разговорах, а глядя друг другу в глаза. Чтобы прекратить войну и вернуть наши украинские территории», – сказал Зеленский на «Форуме единства». Но вот его рассказ на том же форуме о «трех неотъемлемых последовательных этапах достижения мира» создал впечатление, что это будет мир вовсе не на украинских условиях, а на условиях Кремля.
Три этапа, названные Зеленским, это, во-первых, «завершение горячей стадии конфликта и прекращение огня», во-вторых, «примирение людей и поиск консенсуса», в-третьих, «безопасная реинтеграция». Уже само название второго этапа говорит о том, что Зеленский намерен согласиться на кремлевскую формулировку: дескать, на Донбассе нет российской оккупации, а есть гражданская война между жителями разных частей Украины, которым необходимо примириться друг с другом и искать консенсуса.
«Все это – очень сложный и очень чувствительный, нейрохирургический процесс. Это как держать спички у открытой канистры с бензином. Одно опрометчивое движение, одно неправильное заявление могут все перечеркнуть и возобновить горячую стадию конфликта», – поведал Зеленский подробности этого этапа. Они свидетельствуют о том, что примирение будет происходить в условиях сохранения российской оккупации. Ибо если российские оккупационные войска вместе с техникой и вооружением будут выведены, то как «одно неправильное заявление» может «возобновить горячую стадию конфликта» на Донбассе между Россией и Украиной?
Зеленский прямо признал, что деоккупация начнется только на третьем этапе. «Есть много мировых примеров, когда острую стадию конфликта удалось прекратить, а также произошло частичное примирение. И не произошло главного: возвращения территорий. Они остались в другом статусе и, к сожалению, не вернулись в состав того или иного государства», – сказал он.
Судя по его словам, Путин не будет выводить войска, пока Киев не достигнет полного примирения и консенсуса с Донецком и Луганском. А какой консенсус устроит Путина, уже неоднократно озвучивалось: отказ Украины от вступления в НАТО и конфедерализация по боснийскому сценарию.
Раскрывая подробности третьего этапа, Зеленский анонсировал появление «государственной стратегии безопасной реинтеграции Донбасса и Крыма». По его словам, она должна включать четыре обязательных составляющих: 1) прозрачность и публичность (со стороны государства); 2) консенсус (внутри украинского общества); 3) реализм; 4) способность государства воплощать запланированное в жизнь. Перечисленные пункты, быть может, и важны, но гораздо более важным был бы пункт об установлении (хотя бы на этом, заключительном этапе достижения мира) украинского контроля надо всей территорией Донетчины и Луганщины. Этого пункта в объявленной Зеленским стратегии нет.
А сам Зеленский, рассказывая о своей стратегии, дал понять, что реинтеграция в его понимании вовсе не подразумевает установление украинского контроля. «Мы должны слышать друг друга, а все острые вопросы – такие как выплаты пенсий или торговая блокада – решать с холодной головой, без политических лозунгов и, ставя на первое место интересы Украины, интересы ее граждан». Выплата пенсий и торговая блокада – это острые вопросы для неподконтрольных Украине территорий. И если Зеленский говорит, что эти вопросы будут оставаться острыми во время реинтеграции, значит, в это время территории по-прежнему будут неподконтрольными. Там будут хозяйничать «народная милиция» и прочие «органы власти ДНР и ЛНР».
Что же касается экономического возрождения, то о нем шла речь на инвестиционном форуме RE:THINK. О единственном конкретном результате Зеленский упомянул, закрывая форум: «Вместе с нашим партнером – Всемирным банком – мы запускаем работу Фонда международной партнерской поддержки для восстановления и будущей реинтеграции Донбасса. Призываем всех становиться частью этого большого проекта». Никаких подробностей он не сообщил, что не удивительно. Вряд ли инвесторы потянутся вкладывать туда, где будет установлен фиктивный мир на условиях Путина.
Юрий Вишневский / Деловая столица