п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Формула Мааса: Как Германия «подставила» Зеленского со Штайнмайером Позиция МИД Германии дает российской пропаганде отличный повод для нового наступления на Украину на историческом фронте

Министерство иностранных дел ФРГ, с 2013 г. находящееся под контролем Социал-демократической партии, известной своим реверансами перед Кремлем, не поддерживает признание Голодомора геноцидом украинского народа.

Свою позицию внешнеполитическое ведомство Германии, как рассказал в интервью Deutsche Welle депутат Бундестага Арнольд Фаатц (Христианско-демократический союз канцлера Ангелы Меркель), озвучило во время заседания комитета по петициям 21 октября (из 28 членов комитета девять, включая главу комитета — представители ХДС). Комитет рассматривал три петиции, среди которых относительно Голодомора, поданная 14 декабря 2018 г. и набравшие необходимые 50 тыс. подписей 27 мая текущего года.

По словам Фаатца, в МИДе, которым руководит эсдек Хайко Маас, назвали две причины для отказа признать Голодомор геноцидом. Первая: до 1951 г. термин «геноцид» еще не получил определения. Вторая: Москва устроила искусственный голод не только для украинцев, но и для жителей России, и Кавказа. Обе причины соратник Меркель обоснованно воспринял в штыки. По его мнению, отсылка к истории понятия «геноцид», как и географии Голодомора, являются технократическими аргументами — отговорками.

Заметим: это даже более чем технократические аргументы. Это симбиоз технократии и кремлевской пропаганды, который на выходе являет собой абсолютно неубедительную и даже опасную для самой Германии аргументацию, которую можно даже назвать «формулой Мааса» по аналогии с хорошо известной «формулой», касающейся разрешения конфликта на Донбассе, учитывая, что она не менее спорная и вызывающая возмущение у украинцев.

Давайте разберемся.

Взять хотя бы определение понятия «геноцид», на которое кивает ведомство Мааса. Тот же Фаатц вполне резонно указал на его подводные камни, а именно на то, что эту отговорку с легкостью можно использовать для отрицания геноцида, творимого гитлеровцами. Учитывая, как болезненно в Берлине реагируют на любые попытки нивелировать преступления нацистов, со стороны МИД ФРГ было по меньшей мере глупо использовать такую отговорку.

У Мааса ступили на весьма скользкую дорожку, ведь вслед за этим определенные силы в Германии (а они имеются), ностальгирующие по Третьему Рейху, с подачи министерства иностранных дел получают прецедент, позволяющий продвигать отрицание того же Холокоста, к примеру. Который является геноцидом евреев Европы, поставленным на «официальные рельсы» после инициированной Райнхардом Гейдрихом и Адольфом Эйхманом (которых, к слову, прекрасно изобразили Кеннет Брана и Стенли Туччи в «Заговоре») Ванзейской конференции. По некоторым данным, гитлеровцы в ходе Второй мировой и их союзники убили по меньшей мере 6 млн евреев посредством расстрельных команд, газовых камер и фургонов и т.д. в концлагерях на территории оккупированной Польши. Раз «геноцида» в терминологии до 1951 г. не существовало, так может Берлин сам себе простит массовые убийства евреев?

Помимо Холокоста, следует вспомнить и о еще одном подобном акте в истории Европы, который также имеет определенное отношение к Германии. Речь идет о геноциде армян, совершенном в 1915-1918 гг. на территориях, контролируемых Османской империей по инициативе младотурков и параллельно с геноцидом понтийских греков и ассирийцев. Считается, что жертвами людоедской политики сторонников пантюркизма среди армянского населения Порты стали порядка 1,5 млн человек. И это не считая тех, кто погиб в скитаниях после бегства от османов.

Занятно, что один из организаторов геноцида, представитель младотурков Мехмед Талаат-паша был полностью оправдан судом Берлина, но его все равно настигла кара в 1921 г. от рук армян-беженцев. И спустя почти столетие Германия как бы реабилитировалась за свои решения, когда в июне 2016 г. Бундестаг принял решение признать геноцидом уничтожение армян в Османской империи. Кстати, очевидное обострение в отношениях с Анкарой, которое и произошло, тогда немецких законодателей не испугало. Но негативная реакция россиян Германию, по крайней мере ее МИД, очевидно, сильно беспокоит.

С большой долей вероятности вынесения петиции на рассмотрение в Бундестаг не будет. Четверть голосов в комитете у откровенно прокремлевских сил — праворадикальной АдГ («Альтернативы для Германии») и «Левых» (Die Linke) — четыре и три представителя соответственно. Позицию МИДа, очевидно, поддержат и однопартийцы, располагающие шестью голосами. Еще три имеются у Свободной партии Германии (FPD), запомнившейся предложениями, по сути, «простить» аннексию Крыма. Итого набирается большинство потенциальных противников петиции. Хотя, по словам Фаатца, его единомышленники в комитете все же могут подать заявку на голосование в парламенте отдельным пунктом. «Но, вероятно, большинства для принятия этой петиции в Бундестаге не найдется», — констатировал член партии Меркель. Возвращаясь же к решению Бундестага по армянам, трудно удержаться от вопроса: не придется ли Украине также век ждать своеобразных «извинений» от Германии за содействие политике Кремля? Потому как позиция министерства иностранных дел Германии дает российской пропаганде отличный повод для нового наступления на Украину на историческом фронте.

Поговорим, Франк-Вальтер?

Еще один важный момент, мимо которого просто нельзя пройти, — об отношении МИДа ФРГ к Голодомору стало известно накануне встречи в Японии президента Владимира Зеленского и его немецкого коллеги Франка-Вальтера Штайнмайера. Формула имени второго совсем недавно начала и успешно продолжает делать офису первого очень неудобно. Теперь и в общении с ее предполагаемым автором как официальным представителем Германии и, ко всему, предшественником Мааса могут возникнуть определенные сложности для Зеленского.

Внешнеполитическое ведомство ФРГ одновременно предъявляет неубедительную, откровенно спорную отговорку и в то же время совершенно четко демонстрирует стремление избежать конфликта с Москвой. По сути, Зеленскому дают понять: вести дискуссию, в том числе в отношении Голодомора, будем вести по правилам Кремля. Вдобавок его ставят в неудобное положение: не упомянет хотя бы парой слов заседание комитета по петициям во время встречи со Штайнмайером — его заклюют дома, в том числе его же избиратели из числа не испытывающих симпатии к РФ. Если же Зеленский затронет тему, то может нарваться или на неудобный ответ президента-эсдека, или ответ будет таким, что подчеркнет абсолютную неопытность и политическую неуклюжесть Зеленского на фоне немецкого визави.

Кстати, Украине следовало бы снова вернуться к вопросу признания геноцида армян, память которых чтут и в украинских городах в конце апреля. До сих пор на официальном уровне Киев этого не сделал, «подпитывая» кремлевских пропагандистов и давая повод тем же немцам тыкнуть в это носом Украину, требующую признания Голодомора геноцидом. Да, Анкара — важный союзник, но после того, как в Турции побывала делегация «депутатов» РФ из оккупированного Крыма, перед Киевом приоткрылось небольшое окно возможностей убедить Анкару в том, что Украине на самом деле было не лишним закрыть вопрос геноцида армян, чтобы использовать этот факт на полную против Берлина. Играя в том числе на антипатии Эрдогана к Германии.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим