Виктор Трепак стал знаменитым в 2016 году, когда передал в НАБУ так называемую «амбарную книгу» Партии регионов. В которой, напомним, впоследствии всплыло имя Пола Манафорта, тогдашнего главного пиарщика кандидата в президенты США Дональда Трампа.
«Черная бухгалтерия» ПР была передана Трепаком Антикоррупционному бюро в мае 2016-го. Через несколько дней часть расписок о получении денежных средств с фамилиями лица, подписями, суммой и указанием цели платежей появилась в открытом доступе, а тогдашний нардеп Сергей Лещенко собрал брифинг, во время которого сообщил отдельные детали из «амбарной книги». Преимущественно они касались украинских политиков и высокопоставленных чиновников, членов ЦИК а также рядовых граждан и предпринимателей, которые предоставляли услуги «регионалам», однако среди получателей средств из «черной кассы» всплыла фамилия Пола Манафорта. Который именно в то время возглавлял предвыборный штаб Дональда Трампа. В августе того же года, после громкого скандала, он ушел с должности, против него началось расследование, которое в конечном итоге привело пиарщика на скамью подсудимых, а оттуда – в тюремную камеру. В Украине же дело «амбарной книги» расследовалось без успехов, немного взялись разве что за тогдашнего председателя ЦИК Михаила Охендовского, да и ему в конце концов все сошло с рук. К Манафорту же особого интереса НАБУ не проявляло.
Но ко всем этим перипетиям Виктор Трепак отношения не имел, хотя передача им компромата на «регионалов» Антикоррупционному бюро и стала их катализатором. А уже в мае этого года он конфликтовал с директором НАБУ Артемом Сытником. Тот заявил: перед тем, как материалы «черной бухгалтерии» попали в его ведомство, было несколько интервью Трепака, после чего поступали запросы журналистов относительно наличия в «амбарной книге» фамилии Манафорта. И НАБУ вынуждено было этот факт подтвердить. Трепак отреагировал на слова Сытника довольно резко – призвал директора антикоррупционеров не переводить стрелки и научиться отвечать за свои действия. Он подчеркнул, что дал лишь одно интервью, где упомянул про кассу «регионалов», и сделал это уже после передачи материалов в НАБУ. Фамилий не называл и неоднократно в личной беседе предупреждал руководство Бюро о недопустимости внепроцессуального использования материалов дела. «Убежден, что если бы дело «черной бухгалтерии» Партии регионов на протяжении трех лет было должным образом расследовано НАБУ, то сейчас ситуация с политической коррупцией была бы кардинально другой и не было бы угрозы реванша антигосударственных сил в Украине», – подчеркнул Трепак в своем Фейсбук-посте 10 мая этого года.
Напомним, дело о «черной бухгалтерии» было передано НАБУ в Генпрокуратуру, против чего в упомянутом сообщении выступил уже нынешний заместитель Рябошапки. Теперь же у него появится отличная возможность поднять это дело из анналов ГПУ и дать ему ход. Если, конечно, на то будет политическая воля, ведь обойти Манафорта не удастся. А любое новое упоминание о нем навредит Трампу, который будет бороться за переизбрание президентом США.
Но кроме этой нашумевшей истории Трепак фигурировал и в других. В декабре 2008 года он был непосредственным руководителем операции по документированию преступных действий и задержанию председателя Львовского апелляционного административного суда Игоря Зварыча, известного как «судья-колядник». Это была очень громкая история, которая завершилась посадкой судьи, что воспринялось обществом весьма положительно, ведь в нашей стране служители Фемиды – неприкасаемая каста, и осуждение хотя бы кого-то из них – большая редкость.
21 июля 2009 года Трепак принимал личное участие в задержании на Житомирщине генерала Алексея Пукача, подозреваемого в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе. Генерал был приговорен в 2013 году к пожизненному заключению.
А в июле 2015 года под руководством тогдашнего заместителя Генпрокурора Давида Сакварелидзе и при содействии СБУ были проведены обыски у экс-заместителя начальника Главного следственного управления ГПУ Владимира Шапакина и экс-заместителя прокурора Киевской области Александра Корнийца, которых после этого назвали «бриллиантовыми». Это дело вызвало значительный резонанс в обществе, однако в итоге привело к увольнению Сакварелидзе, а в ноябре 2015-го заявление об отставке с должности первого заместителя председателя СБУ — начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью написал и Трепак. Мотивировав это невозможностью выполнения возглавляемым им специальным подразделением определенных законом задач из-за нахождения на должности генерального прокурора Виктора Шокина. На положительный образ которого, напомним, намекал в разговоре с Зеленским Дональд Трамп.
С тех пор Трепак работал сначала профессором в Академии СБУ, затем доцентом во Львовском национальном университете имени Ивана Франко. И вот сейчас у него появилась возможность довести до логического конца те дела, к которым он имел отношение, и надзирать за расследованием дел, в которых фигурируют бывшие чиновники. Впрочем, некоторые эксперты считают, что в появлении Трепака в ГПУ могут быть заинтересованы определенные круги американской политики, чтобы обеспечить равновесие в «украинском вопросе»: если будет расследование по Байдену, о необходимости которого Зеленскому прозрачно намекает Трамп, то параллельно должно быть расследование и по Манафорту. Хотя, опять же, это лишь предположение.
Кроме того, Трепак имеет достаточно «белую» биографию. И его репутация может понадобиться ГПУ Рябошапки в будущих громких делах, в частности и против Порошенко. Мол, «новые лица» не занимаются политическими преследованиями, а наказывают по закону. И таким образом доверие к решениям ГПУ теоретически должно быть выше.
Игорь Петренко / Depo.ua