субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Офшорный скандал: Когда Ахметов пожалеет, что вернул Шустера в Украину Ринат Ахметов за свои деньги создал для себя уязвимую точку, по которой теперь с удовольствием и утроенным рвением и будет лупить Игорь Коломойский

История о более чем двух миллионах долларов, которые якобы Игорь Коломойский заплатил Савику Шустеру в 2015 году за цикл программ на 1+1, а теперь требует возврата этих средств, ударит скорее по журналисту и его нынешнему работодателю Ринату Ахметову, чем по самому Коломойскому. Для последнего такой скандал – лишь развлечение и способ насолить олигарху-конкуренту.

Сама конфликтная ситуация возникла в 2015 году, когда в рамках контракта между каналом 1+1 и студией Савика Шустера последний должен был изготовить цикл своих ток-шоу, но уже после второго эфира программа с канала исчезла. Тогда вокруг конфликта между Шустером и каналом в лице тогдашнего генерального директора Александра Ткаченко и бенефициара «плюсов» Игоря Коломойского было много конспирологии. А сам Шустер и тогда, и сейчас связывает прекращение эфиров и свое последующее изгнание с давлением со стороны Петра Порошенко, которому не очень нравилось то, что происходило в эфире.

Но завершение каденции Порошенко и возвращение в Украину и Коломойского, и, собственно, Шустера, у которого теперь контракт с каналом другого олигарха – Рината Ахметова – открыли новые аспекты исчезновения программы из эфира.

В интервью «Украинской правде» в мае 2019 года Коломойский вынес на всеобщее обозрение информацию, что Шустера он убрал с 1+1 из-за того, что тот брал деньги с участников программы вопреки джентельменской договоренности этого не делать. Отвечая на вопрос журналиста, почему внезапно Савика не пустили в эфир, Коломойский дословно сказал следующее: «Потому что он нарушил контракт, потому что он получил от меня предоплату за 10 передач вперед. Это два с половиной миллиона долларов. Сделал одну передачу. А на второй… спалился – взял деньги. Условие было, чтобы он не брал денег. Взял у мэров там… два по пятьдесят взял. Причем одного мы подсунули специально».

Тут надо пояснить, что явление своеобразного взяточничества, которое получило более нейтральное название «джинса», присутствует во многих украинских медиа. Политики, бизнесмены, общественные активисты, лоббисты и другие заинтересованные лица платят журналистам и продюсерам за заказные сюжеты в новостях и возможность выступать на рейтинговых шоу. Эти отношения официально не оформляются и не титруются как реклама или пиар. Политические партии и отдельные кандидаты в период избирательных кампаний закладывают многомиллионные бюджеты именно на «джинсу», наряду с расходами на прямую рекламу в эфирах, на страницах и внешних носителях.

Исходя из слов Коломойского, он нанял Шустера для производства шоу на 1+1 с условием, что тот не будет приглашать гостей в эфир за дополнительную плату, а будет довольствоваться лишь официальным гонораром, который, как нам теперь известно, достигает более двух миллионов долларов за 10 программ.

Конечно, мы далеки от того, чтобы приписывать Игорю Коломойскому благородное стремление очистить украинскую журналистику от «джинсы». Скорее всего, он хотел самостоятельно контролировать направленность программ, либо подсказывая автору кого приглашать, либо через право вето на тех или иных гостей.

Из слов Коломойского следует, что, чтобы проверить Савика на предмет чистоты, он даже подослал к нему подставного – мэра одного из украинских городов, который якобы предложил за свою часть в программе $50 тысяч. И после этого, мол, и дал команду выключить рубильник.

Действительно ли гипотетическая джинсоориентированность Савика стала истинной причиной лишения эфира «Шустер Live», или у Коломойского вдруг, после двух эфиров программы, появилась другая мотивация? Например договоренности с президентом Порошенко, которому очень не нравилось то, что происходило на программе? В любом случае, эта мотивация стоила больше, чем $2,3 млн, ведь Коломойский не мог не понимать, что шансы вернуть их – призрачные.

Мы можем предполагать, что в тот момент стороны могли рассматривать эту сумму как компенсацию за форс-мажор. Тем более, что продюсер Шустера Павел Елизаров подтвердил, что студия Шустера передавала сигнал каналу 1+1, но его не пускали в эфир. Журналист дословно объяснил это так: «Договор с телеканалом 1+1 мы подписали 3 сентября 2015 года и он действовал до 31 августа 2018 года. Сняли с эфира. Вот так, взяли и сняли. Мы все равно по контракту давали сигнал каналу 1+1, но они нас не выпускали в эфир». И это означает, что Шустер считает свои обязательства перед Коломойским выполненными и никаких обратных транзакций осуществлять не собирается.

Более интересным в этом скандале выглядит не столько факт джинсирования и выполнения или невыполнения сторонами своих обязательств, а форма договоренностей между журналистом и олигархом. В той самой скандальной беседе Шустера, Елизарова и Коломойского, когда последний позвонил в студию во время прямого эфира на канале «Украина» 20 сентября 2019 года, всплыло, что между сторонами, кроме официального легального контракта, который был подписан 3 сентября 2015 года, также был заключен и другой – скрытый договор, защищенный от обнародования условием неразглашения.

Во время эфира, когда Коломойский поднял вопрос этого офшорного договора, Шустер самоустранился от разговора и предоставил слово Елизарову, который, мол, занимается финансами студии. И журналист выглядел при этом несколько смущенным.

В свою очередь, Елизаров не подтвердил факта подписания офшорной части контракта. И уже на следующий день, комментируя скандальную дискуссию, он предложил Коломойскому показать этот контракт. Вероятно намекая, что олигарх или побоится его обнародовать, или же просто не сможет доказать участие Шустера в том контракте.

Впрочем, Коломойский определенный договор таки обнародовал. Вместе с платежкой на $2,6 млн. Контракт заключен между двумя офшорными компаниями, и в нем, конечно, нет указаний того, что подписанты – Шустер и 1+1. Но в то же время можно считать этот контракт уже наполовину легализованным, поскольку одна сторона, которую представляет сам Коломойский, признает подлинность контракта и тот факт, что он формализует договоренности по производству программ для канала 1+1.

Это значит, что Шустер на данный момент оказывается в довольно щекотливой ситуации, когда наиболее логичным шагом будет отказаться от этого договора. Ведь если он его признает, за этим сразу последуют несколько очень неудобных моментов.

Во-первых, станет фактом, что средства от Коломойского студия Шустера получила, но в эфир 1+1 программы не попали. По каким причинам – другой вопрос. В любом случае это повод обсуждать сумму задолженности и так далее.

Во-вторых, в полный рост встает вопрос: зачем было заключать офшорный контракт вообще? Почему сторонам не хватило прямого договора между заказчиком и исполнителем? И здесь следует вспомнить, что офшоры вообще – очень удобный инструмент сокрытия доходов от налогов. И если подтвердится, что предметом заключенного на Кипре контракта является изготовление и трансляция программы на канале 1+1, то у налоговой автоматом должен возникнуть вопрос об уплате налогов с доходов.

Это будет очень неудобной ситуацией для Шустера в первую очередь потому, что его уже подозревали в уклонении от уплаты налогов в Украине в 2016 году. Тогда управление Государственной фискальной службы в городе Киеве расследовало уголовное производство по факту сознательного уклонения от налогов в отношении гражданина Канады Савика Шустера и должностных лиц ООО «Савик Шустер Студия»

Речь шла о нескольких миллионных суммах в гривне. Из-за этого Савика на определенный срок даже лишали права на работу в Украине. (Эти дела «затихли» после того, как Шустер закрыл свои проекты и уехал из Украины в 2017 году).

Если Шустер и Елизаров надеялись, что Коломойский не будет выносить на публику эти договоры, поскольку сам попадет под удар, то они ошиблись. Коломойскому явно сейчас не угрожают уголовные преследования в Украине, и здесь он может быть вполне спокоен. А репутационные удары пойдут ему даже на пользу. В данном же случае скандал с Шустером даже укрепит его демоническую репутацию.

Чего не скажешь о журналисте, его продюсере и нынешнем работодателе – владельце ТРК «Украина» Ринате Ахметове. Возвращая Шустера из забвения, олигарх рассчитывал, что тот поможет ему в противостоянии с новой властью, которая целенаправленно пытается «раскулачить» богатых людей в стране.

Но оказывается, что за свои деньги он фактически создал для себя уязвимую точку, по которой теперь с удовольствием и утроенным рвением и будет лупить Коломойский.

Да и для Шустера времена будут не слишком благоприятными, ведь в каждом предложении взять в эфир того или иного персонажа он вынужден будет видеть провокацию Коломойского, который непременно зашлет своих казачков, чтобы поймать Шустера на «джинсе».


Антон Коломойцев / Depo.ua
Поділіться цим