Соратники президента и партийцы «Слуги народа» уже неоднократно успели отметиться противоречивыми, а местами и скандальными заявлениями.
В эфире 112 канала депутат от «Слуги народа», представительница президента в Кабмине Ирина Верещук заявила, что Украине не очень-то и нужно стремиться в НАТО – нас, дескать, там не ждут из-за России.
«Мы хотим, но нас не берут. И мы стучим в закрытые двери и теряем репутационно. Нам нельзя идти туда, где нас не ждут. Нам надо двигаться, становиться крепче. У нас есть программы сотрудничества, все. Но почему-то в Грузии это одна часть работы, а у нас — другая. И даже о политической части речь идет», — сказала Верещук, почему-то выразив уверенность, что о вступлении нашего государства в Альянс в последнем даже не задумываются. «Нас не ждут в НАТО. Скорее, Грузию возьмут. Мы жертвы агрессии и сегодня серьезно стоит вопрос о включении Грузии в НАТО, а об Украине вообще вопрос не стоит «, — сказала она. Причину нежелания Альянса предоставлять членство Украины Верещук увидела в позиции России.
Заявление Верещук вызвало шквал критики. Немного выждав, в пресс-службе Кабмина заявили, что депутата просто не так поняли. Оказывается, стратегический курс Украины в Евросоюз и НАТО закреплен в Конституции Украины, но процесс интеграции осложняется из-за вооруженного конфликта на востоке страны. Кроме того, у Гончарука снабдили ритуальную формулу о неизменности курса в НАТО примечаниями о том, что без прогресса в реформах ни о каком вступлении в Альянс и речи быть не может. Впрочем, попытка пресс-службы Кабмина заверить читателей в том, что Верещук на самом деле имела в виду совсем не то, что сказала, не особо удалась.
Не меньше шума в Украине и за ее границами наделало заявление премьера Алексея Гончарука о том, что власть ищет «компромисс» с миллиардером Игорем Коломойским в деле Приватбанка. В интервью влиятельной Financial Times Гончарук заявил, что Зеленский хотел бы договориться с Коломойским о решении претензий по Приватбанку, национализированному в 2016-м.
«Я полностью убежден, что сейчас нам нужно сосредоточиться на росте и искать совместные решения, а не тратить наши ресурсы на уничтожение друг друга. Поэтому я очень позитивен в отношении любой риторики, направленной на поиск компромисса», — отметил премьер.
В издании обратили внимание на то, что МВФ предупредил Украину: «откат» национализации Приватбанка поставит под угрозу программу сотрудничества с фондом. Да и вообще: происходящее может привести к охлаждению отношений Украины с западными сторонниками нового правительства Зеленского. Скандал начался буквально через несколько часов после публикации материала, повлияв даже на котировки еврооблигаций Украины.
Видимо, осознав масштабы надвигающейся катастрофы, у Гончарука бросились тушить пожар, обвинив Financial Times в необъективности и потребовав опровержения от авторов материала.
«Цитата, на которой базируется вывод авторов материала, вырвана из контекста и не является репрезентативной в контексте всей предоставленной премьер-министром информации. Он не давал никакой информации по ведению любых переговоров как с господином Коломойским, так и с кем-то другим по указанному вопросу», — заявили у премьера. Эффект от опровержения был приблизительно таким же, как и в случае с высказыванием Верещук. Скорее всего, в ближайшее время команда премьера будет убеждать его держать многозначительную паузу относительно «скользких» вопросов.
Менее официальным, но ничуть не уступающим по резонансу стало высказывание президента Зеленского о «женщинах — бренде Украины», которое он неосторожно обронил во время первого визита в Париж. Украинки мгновенно вспомнили перл одного из предшественников нынешнего главы государства о «женщинах, которые раздеваются», а ко всему этому еще и стартовал флешмоб #Ятобiнебренд.
Не дожидаясь дальнейших последствий скандала, у президента заговорили, что в соцсетях неправильно поняли смысл фразы Зеленского. Дескать, он констатировал проблему внешнего восприятия Украины и наоборот выступает за то, чтобы уничтожить стереотипное и устаревшее видение, узкое восприятие украинок в мире. Скандал понемногу улегся, но сомнений в том, что Зеленский будет продолжать радовать украинцев и украинок фирменными шутками, причем преподнося их с самым серьезным видом, не остается никаких.
От президента и главы Кабмина стараются не отставать «слуги народа» в парламенте. Одним из первых отметился спикер Рады Дмитрий Разумков, который раскритиковал кнопкодавство внефракционного нардепа, мажоритарщика-самовыдвиженца из Донетчины Александра Ковалева. По словам Разумкова, это первый зафиксированный в новом парламенте факт нарушения ст.84 Конституции Украины (в ней, в частности, отмечено, что депутаты голосуют лично).
На следующий день стало известно, что Разумков немного поторопился: первым «кнопкодавом» Рады нового созыва стал депутат-мажоритарщик от «Слуги народа» Сергей Литвиненко, избранный в округе №156 на Ровенщине (Березновский, Костопольский и Сарненский районы). Голосовал он за своего коллегу — депутата-мажоритарщика от «Слуги народа» Александра Скичко (округ №197, Черкасская область). Позже фигурант скандала объяснил свои действия тем, что «переживал за конституционное большинство».
«Мы были измучены, я хотел, чтобы большинство… Это же конституционное большинство должно было быть… Я переживал за это. И мы общались с ним — он сказал, что его позиция такая же, как мы все должны проголосовать», — заявил Литвиненко. После откровений коллеги спикер решил не дезавуировать собственное заявление, переведя тему в русло наказания за кнопкодавство штрафами. Впрочем, до решения этого вопроса «слуги» пока так и не добрались.
Еще более яркими «перлами» запомнился глава фракции «Слуги народа» Давид Арахамия, который стал завсегдатаем нескольких политических ток-шоу. Самым резонансным, безусловно, был анонс «ротации» в руководстве Минздрава, которая якобы должна произойти через три месяца после назначения нового министра.
«Ситуация с министром такова: Скалецкая планировалась на первого замминистра здравоохранения. На министра планировался сам господин Радуцкий. Я думаю, что потом будет такая ротация, что господин Радуцкий станет министром, а Зоряна пойдет заместителем министра», — заявил Арахамия.
Даже если Радуцкий и планировал комбинацию, которую озвучил Арахамия, ему пришлось срочно ее дезавуировать, видимо, принося много «благодарностей» главе фракции. Радуцкий прокомментировал заявление Арахамии в Facebook, сказав, что не собирается становиться министром через три месяца: «Да, многие коллеги во фракции видят именно меня на этой должности. Мне приятно, но свою работу вижу сейчас в парламенте. Основа преобразований тут». Что по этому поводу думает сама госпожа министр, кажется, никого не интересовало.
Кстати, Михаил Радуцкий и сам несколько раз выступил ньюсмейкером. Так, журналисты сфотографировали нецензурную переписку нардепа, в которой он прямо называет Зоряну Скалецкую «своим человеком», а Ульяну Супрун на пост главы Минздрава он, вопреки всем слухам, не поддерживает.
После публикации этой переписки в нескольких онлайн-изданиях Радуцкий начал утверждать, что кандидатура Зоряны Скалецкой была поддержана во время консультаций фракции, а сам он с ней лично даже не знаком.
«Для нас важно, что Черненко (фамилия министра до недавнего развода с супругом — ред) понимает, что коррупции быть не должно и отката в реформе тоже быть не должно», — отметил Радуцкий. Такое объяснение никого не удовлетворило, а нынешние конфликты в министерстве ставят много вопросов об «откате в реформе», но пока глава медкомитета Рады комментировать происходящее в ведомстве Скалецкой не спешит.
Еще один «медицинский» прокол. В новой команде Минздрава обвинили бывшую главу ведомства Ульяну Супрун и ее подчиненных в том, что они сократили бюджетное финансирование лечения редких детских заболеваний и пациентов с онкологией в проекте госбюджета на 2020 год. Однако оказалось, что соответствующие изменения в смету внесли уже при новой команде, так что Супрун за них никак не в ответе. Поняв ошибку, у Скалецкой заявили, что найдут возможность расширить финансирование по соответствующим программам, но за клевету так и не извинились. Похоже, вирус перекладывания вины на предшественников прочно засел в украинских властных коридорах.
Самый яркий скандал на внешпеполитическом поле — медийный «расстрел» министра иностранных дел Вадима Пристайко из-за его заявлений о «формуле Штайнмайера».
Министр, в частности, заявил, что дал согласие на применение этой формулы по урегулированию ситуации на оккупированной части Донбасса еще 2 сентября. Она, в частности, предусматривала, что закон об особом статусе ОРДЛО временно вступает в действие на момент проведения выборов на оккупированных территориях (вместе с местными выборами по всей стране), а окончательно вступает в силу после решения ОБСЕ о признании выборов честными.
После разгона «зрады» по соцсетям и медиа у министра решили сгладить ситуацию, заявив, что согласие Пристайко на встрече «нормандских» советников 2 сентября было предварительным — речь шла о согласовании текста формулы, а не ее официальном утверждении со стороны государства. Но не успело разойтись это разъяснение от МИДа, как о формуле заговорили и президент Зеленский, и глава парламентского комитета по иностранным делам Богдан Яременко, чьи спичи окончательно утонули в шквале негативных комментариев.
В целом, как бы не старались в команде Зеленского оперативно гасить возникающие то тут, то там скандалы, которые генерируют ее же представители, получается это пока не очень. Так что уже в ближайшем будущем последствия этих «зрад» наверняка отразятся и на рейтинге «Слуги народа», и на поддержке самого президента.
Денис Сарбей / Деловая столица