п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Между Сытником и Портновым: Кто мог приложить ухо к Трубе Найденная в ГБР «прослушка» говорит о продолжении укоренившейся традиции корпоративной войны между силовиками

В субботу, 21 сентября в вентиляции кабинета директора Государственного бюро расследований Романа Трубы нашли подслушивающее устройство, по-простонародному – прослушку, об интересной находке заявил сам хозяин кабинета.

«Работали специалисты. Стоит прослушка в одном месте или в нескольких – выясняем, как и то, к кому она приведет», – заявил директор ГБР.

Пока работает следственно-оперативная группа, в составе которой и специалисты по кибербезопасности, мы попробуем выяснить, в чьих интересах разыгрывается драма, очень похожая на «аквариумный» скандал с главой САП Назара Холодницкого образца 2018 г., некоторые фигуранты которого, возможно, сыграли свою роль и в скандале нынешнем.

Как помнят многие, в марте прошлого года НАБУ обнародовало записи, сделанные подслушивающей аппаратурой, закрепленной в аквариуме рабочего кабинета главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого. Тогда «холодная война», некоторое время продолжавшаяся между директором НАБУ и главой САП, перешла в «горячую» фазу, которая продолжалась почти до самого конца президентского срока Петра Порошенко.

Впрочем, как только главой государства стал Владимир Зеленский, оба высокопоставленных антикоррупционера, видимо, поняли, что курс на взаимное уничтожение никак не поможет им сохранить свои должности при новой власти, и решили установить перемирие. В него, тем не менее, никак не был ангажирован глава еще одного важного силового органа – Госбюро расследований Роман Труба, у которого свои счеты с антикоррупционерами из НАБУ.

Межвидовая борьба

Дело в том, что сами антикоррупционные органы была созданы таким образом, что ГБР и НАБУ могут только воевать друг с другом, и объясняется это достаточно просто, ведь НАБУ расследует коррупционные деяния среди высокопоставленных чиновников и силовиков, а ГБР, в свою очередь, уполномочено вести расследования в отношении детективов НАБУ.

Другими словами, обе структуры представляют большую опасность друг для друга, причем уже сегодня в НАБУ и ГБР есть дела против конкурирующего ведомства. Это, например, дело о скандальном отдыхе Сытника в охотничьих угодьях в Ровенской области, а также уголовное производство о возможном вмешательстве главы НАБУ в выборы президента США, которые расследуют в ГБР. В НАБУ не остались в долгу и открыли производство о возможной госизмене Трубы и других должностных лиц ГБР, среди фигурантов которого – директор ведомства и его первый заместитель.

Поэтому, заинтересованность главы НАБУ в информации о некоторых расследованиях, которые проводят подчиненные Романа Трубы, очевидна. Косвенно подтверждают эту версию и слова пресс-секретаря ГБР, которая пояснила, что находка в кабинете Трубы может повредить статусу судебных расследований некоторых уголовных производств.

«В кабинете директора проходят совещания в том числе с руководителями следственных управлений, со следователями, которые проводят досудебное расследование и докладывают в относительно состояния расследования уголовных производств, озвучивая иногда и информацию, которая является тайной досудебного расследования», – сказала Анжелика Иванова, а сам Труба отметил, что на записях ничего интересного про него быть не может, а вот «о состоянии производств, которые мы обсуждали со следователями – да. В том числе, резонансных».

Компромат для доброжелателей

Впрочем, сюрприз мог быть организован не только конкурентами из стана антикоррупционеров, но и коллегами Романа Михайловича. Как известно, в ГБР продолжается системный конфликт главы с его заместителями Ольгой Варченко и Александром Буряком, а также рядом уволенных им же сотрудников, в НАБУ и Генпрокуратуре расследуют соответствующие дела. Подчиненные Трубы вполне могут быть заинтересованы в информации, бросающей тень на него, а если из записей станет понятно, что глава ведомства, например, отдавал незаконные распоряжения и приказы – это вообще будет джек-пот для тех, кому Труба во главе ГБР мешает фактически с самого начала.

Говоря о доброжелателях из конкурирующих антикоррупционных структур, не стоит забывать, что крайне заинтересованы знать, что происходит в ГБР, еще в одной силовой структуре – СБУ. После заседания Нацсовета по вопросам антикоррупционной политики у президента, на котором демонстрировали всяческое дружелюбие и благожелательность друг к другу главы ГБР, НАБУ, САП, могло сложиться впечатление, что власть в лице президента Зеленского довольно лояльно относится к упомянутым структурам, которые, мол, наконец-то начали системно бороться с коррупцией и вот-вот покажут реальный результат.

Даже если это и так, у Зеленского явно были бы не против взять на крючок такую фигуру, как директор ГБР, которого, к слову, уволить весьма непросто. Помочь президенту могла бы подконтрольная ему СБУ, которая до сих пор обладает эксклюзивным правом на прослушку и вполне могла бы добыть для гаранта жареных фактов о, скажем, сливе некоторых расследований в пользу их фигурантов. Тем самым у Баканова могли бы фактически взять под контроль Трубу, имея некий компромат, который может уничтожить его репутацию, – а после такого можно ведь и в отставку подать, освободив дорогу еще более лояльному ставленнику президентской команды.

Избавиться от тени Портнова

Естественно, все перечисленные версии в одинаковой мере имеют право на жизнь, но, пытаясь ответить на вопрос, кому выгоден случившийся скандал, мы, как ни странно, можем выйти на самого директор ГБР Романа Трубу. Дело в том, что спецоборудование вряд ли могли случайно найти неподготовленные люди, как об этом заявила пресс-секретарь ГБР Анжелика Иванова.

«Одна из работниц бюро, которая проветривала помещение, сообщила о «находке» правоохранителям и другим работникам ГБР», – сказала она. При этом в Бюро якобы до сих пор не знают, кто, для чего и при каких условиях вмонировал прослушку в вентиляционную систему, впрочем, признавая, что сделали это профессионалы. Кроме того, в ведомстве почему –то уверены, что речь не идет об имиджевых рисках для директора ГБР, ведь в его кабинете обсуждались исключительно рабочие моменты.

Здесь уместно вспомнить, что изрядная порция критики, которая досталась Трубе в последнее время, касается сливов информации о делах, которые ведет ГБР, которыми периодически козыряет бывший замглавы Администрации Януковича Андрей Портнов. Глава ГБР усиленно пытается от него дистанцироваться и делает вид, что не знает, откуда у того информация, например, о делах, которые Бюро ведет в отношении Петра Порошенко.

«Я не знаком с Андреем Портновым. Я не могу дать ответ на вопрос, откуда у него появляется эта информация. Я тоже хочу услышать на это ответ. Видно, есть возможность получить такую информацию», – сказал Труба, комментируя неприятный ему вопрос.

После скандальной находки в своем кабинете, глава ведомства наконец-то может переложить ответственность за утечку информации с себя на «неизвестных преступников», ниточки от которых, впрочем, вполне могут потянуться в нужную сторону.

Соглашаясь с версией Трубы о неизвестных шпионах, имеющих возможность получить информацию, у Зеленского вполне могут воспользоваться подвернувшейся возможностью и приструнить того же Портнова, который в последнее время привлекает к себе слишком много внимания. Постоянно давая понять, что обладает влиянием и союзниками в очень высоких кабинетах, экс-советник Виктора Януковича, возможно, уже изрядно утомил новую власть, и что гораздо хуже – он бросает на нее тень, а снижение рейтингов – последнее, чего хотят в Офисе президента.


Денис Сарбей / Деловая столица
Поділіться цим