Как ожидали российские СМИ, 18 сентября должно было стать ключевым в деле подготовки к саммиту «нормандской четверки». Именно в этот день переговорщикам на заседании Трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске предстояло завизировать в письменном виде «формулу Штайнмайера» в де-факто российской редакции, что являлось одним из условий Кремля для предстоящей встречи Путина в нормандском формате.
Облом имени Кучмы
Поначалу все для Москвы шло как по маслу, вызывая параллельно настоящее негодование украинской общественности. Кульминационный момент наступил на совместном заседании комитетов Верховной Рады по внешней политике и европейской интеграции, где глава МИД Вадим Пристайко признался, что Киев согласен на имплементацию «формулы Штайнмайера». Однако практически в то же время на минском заседании ТКГ представитель Украины Леонид Кучма наотрез отказался закреплять эту самую «формулу Штайнмайера» на бумаге.
«Реализация этой формулы возможна только при условии выполнения следующих пунктов: полное прекращение огня; обеспечение эффективного мониторинга СММ ОБСЕ на всей территории Украины; вывод с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники; разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения; обеспечение работы Центральной избирательной комиссии Украины, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей; установление контроля над неподконтрольным Украине участком российско-украинской границы и выполнение других пунктов, предусмотренных украинским и международным законодательством и минский соглашениями», – процитировала Кучму его пресс-секретарь Дарка Олифер.
Плач по «формуле Штайнмайера»
Конечно, это нисколько не успокоило критиков Банковой – они позже даже собрались под Офисом президента Владимира Зеленского, выдвинув лозунг «Нормандский сговор – государственная измена». Впрочем, такая реакция украинских патриотов – ничто по сравнению с приступом тотальной зрады, охватившим российские оккупационные администрации как в Донецке, так и в Луганске, а также чуть ли не всех пропагандистов за поребриком.
Вот, например, как по этому поводу высказался в истерической манере так называемый «председатель комитета Народного совета ДНР по внешней политике, международным связям, информполитике и информационным технологиям» Бердичевский: «Полный контроль Зеленского над парламентом, правительством, армией, СБУ и МВД дал многим надежду на прекращение войны в Донбассе. Однако все наблюдают обратное – руководство Киева пытается обмануть и обвести всех вокруг пальца. Пора прекращать вести себя как клоун на манеже и разъяснить своей свите, что буффонада в политике вообще и в данной ситуации в частности приведет к тому, что утомление от ваших реприз дойдет до красной линии невозврата».
А это уже резюме от самого «главы ДНР» Пушилина: «Если у кого-то были иллюзии, то они быстро заканчиваются, все срывается. В принципе, идет повторение пути Порошенко».
На этом фоне луганские коллаборанты выглядели куда бледнее своих донецких «коллег». Тут за всех отдувался, как мог, «глава МИД ЛНР» Дейнего, но его реплики типа «Украина нежеланием выполнять обязательства по урегулированию ситуации в Донбассе блокирует проведение саммита стран-участниц «нормандской четверки» были совершенно неоригинальны и скучны.
Ситуацию мог спасти своим красноречием главарь оккупационной администрации в ОРЛО Пасечник, но он на этой неделе как под землю провалился (видимо, вновь куда-то отбыл на лечение своего онкозаболевания, которое, по слухам, на запущенной стадии). Правда, еще 15 сентября вышло универсальное заявление Пасечника, главная цитата из которого местным пропагандистским ресурсам вполне подошла и на «штайнмайеровской» неделе: «Накануне Вадим Пристайко присоединился к нежелающим выполнять минские соглашения Леониду Кучме и Владимиру Зеленскому. Таким образом, практически все ключевые внешнеполитические деятели Украины дали понять, что минские соглашения для них это лишь предмет для спекуляций и пиара».
Подрыв луганского моста
Между прочим, в оккупированном Луганске, в отличие от Донецка, на прошлой неделе было о чем поговорить и без «формулы Штайнмайера». Так, уже с понедельника поползли навязчивые слухи о том, что «на подвале» якобы оказался не кто-либо, а сам «герой антиплотницкого путча», «глава МВД ЛНР» Корнет. Учитывая же то, что этот персонаж, также являясь ставленником ФСБ и фактическим лубянским дублером Пасечника, давно никак не может поделить со своим формальным шефом различные потоки в ОРЛО, подобная информация вполне могла оказаться и не вымыслом вовсе.
Но тут в ночь на 19 сентября прогремел взрыв под одним из луганских путепроводов, а комментировать его последствия сразу же поспешил как раз Корнет. «Террористический акт был проведен путем подрыва трех опор моста. Бетонные конструкции были частично разрушены, но арматура выдержала взрыв», – отрапортовал российским СМИ «главмент республики». Тем самым выполнил две задачи и обе пропагандистские: как всей оккупационной администрации, так и себя любимого лично. Мол, не дождетесь, я все еще «в строю».
Что же касается самого моста на пересечении луганских улиц Лутугинская и 2-я Строительная, то, по мнению отставного боевика Безлера, это никакой не теракт, а «нормальная диверсионная работа ССО в зоне ООС», за которую тот выставил бы украинским спецназовцам «зачет». Кстати, подорванный путепровод действительно занимает в городе стратегическое значение – именно этой дорогой всегда шли от российско-украинской границы и российские «гумконвойные» КАМАЗы, и разнообразная военная техника. Теперь же российская оккупационная армия вынуждена, так сказать, «менять логистику» – подрыв моста выполнен таким образом, что легкий автотранспорт по нему проедет без проблем, а грузовики, БТР и прочие танки могут его спокойно обвалить.
Олег Полищук / Деловая столица