Количество уголовных дел, в которых фигурирует Петр Порошенко, уже измеряется десятками. Но судебную перспективу имеют не все из них, что связано со сложностью доказывания участия президента в преступных действиях.
Среди разнообразия уголовных производств, по которым бывшего руководителя государства Петра Порошенко и его окружение таскают на допросы в Государственное бюро расследований, есть одно, которое, по мнению экспертов-юристов, имеет очевидную судебную перспективу. И именно доведением этого дела до объявления подозрения и передачи в суд заняты как главный преследователь экс-президента, скандальный юрист Андрей Портнов, так и следователи ГБР, которые расследуют это производство.
Сам Портнов, когда еще в мае, буквально через неделю после своего возвращения в Украину, подавал одно из первых заявлений о вероятных преступлениях бывшего главы государства, говорил: «Дело одноэпизодное, осудить Порошенко и Филатова можно за 5-6 месяцев», — заявил Портнов.
Речь идет об уголовном производстве относительно возможной узурпации власти Порошенко путем присвоения полномочий по назначению членов Высшего совета правосудия. Именно на нее враги пятого президента возлагают большую надежду.
Суть дела
По мнению Портнова, которое он изложил в своем заявлении в ГБР от 26 мая 2019 года, есть основания утверждать, что Порошенко, с целью узурпации полномочий и захвата незаконным образом государственной власти, во время прохождения конкурса по отбору кандидатов для назначения членов Высшего совета правосудия, противоправно изменил ключевые условия конкурса и назначил двух членов ВСП вопреки предусмотренному порядку.
Юрист настаивает, что последовательность действий Порошенко заключалась в том, что он фактически изменил порядок проведения конкурса по отбору членов ВСП и своим указом предоставил самому себе полномочия принимать решение относительно кандидатов. И этими полномочиями безотлагательно воспользовался – назначил двух новых членов совета. «В результате действий П.А. Порошенко de facto был отменен предусмотренный ст. 9 Закона Украины «О Высшем совете правосудия» конкурс, да еще и во время его проведения», – написал Портнов.
Отягчающими обстоятельствами таких действий он считает то, что в это время существовал судебный запрет Окружного административного суда города Киева – подавать на рассмотрение президента список кандидатов для соответствующего назначения, который «преступниками» был проигнорирован.
Портнов предложил ГБР усмотреть в действиях Порошенко и его сообщников признаки преступления, предусмотренного статьей 109 Уголовного кодекса, где речь идет о попытке насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти. Плюс к тому – статьи 382, которой предусмотрено наказание за умышленное неисполнение решения суда.
Адвокат Порошенко Игорь Головань отметил, что 5-й президент в показаниях ГБР заявил об отсутствии оснований для открытия производства в отношении назначения членов ВСП.
Сам же Порошенко в показаниях отметил: «Относительно уголовного производства заявляю, что оно было начато при отсутствии события уголовных правонарушений. Правовые основания для немедленного закрытия уголовного производства подробно приведены в заявлениях моего адвоката Игоря Голованя, представленных следователю и прокурору».
Он также констатирует, что не совершал никаких нарушений законодательства Украины и объективно не имеет информации «о несуществующих и вымышленных заявителем (Портновым – ред.) преступлениях».
Тут надо пояснить, что Высший совет правосудия является ключевым органом в системе судебной власти, ведь оказывает влияние на формирование судов, привлечение судей к ответственности, принимает решение об увольнении судьи с должности, дает согласие на задержание судьи или содержание его под стражей, решает вопрос финансового содержания судов, органов и учреждений системы правосудия.
То есть это такой себе мегаорган судейского управления. И, фактически, весь судебный корпус в Украине является зависимым от ВСП. А значит – чувствителен к мнению членов этого совета.
Контроль над членами ВСП дает возможность контролировать всю судейскую систему. И такой контроль всегда был желанным для украинских президентов.
В искушении присвоить себе такой контроль со стороны пятого президента и пытается разоблачить Порошенко Портнов.
Хотя Порошенко напоминает, что 30 апреля 2019 года истекал срок полномочий назначенных по квоте президента членов ВСП. 11 марта он подписал указ по вопросам проведения открытого конкурса по отбору кандидатов для назначения членов ВСП, и конкурсная комиссия отобрала четырех: Михаила Исакова, Андрея Василенко, Константина Красовского и Александра Сасевича.
«8 мая 2019 года, для обеспечения выполнения конституционного долга относительно назначения членов Высшего совета правосудия, был издан Указ о внесении изменений в Указ от 11 марта 2019 г. Указ поступил на подпись через приемную, кто являлся фактическим исполнителем – мне неизвестно. 13 мая 2019 года, реализуя свои конституционные полномочия и выполняя конституционный долг как президент Украины, из числа определенных конкурсной комиссией лиц я назначил Исакова и Василенко членами Высшего совета правосудия. Исаков и Василенко приняли присягу в моем присутствии», – отмечает Порошенко.
Он также добавил, что п.1 ч.3 ст.151 Кодекса административного судопроизводства прямо запрещает обеспечивать иск путем, в частности, приостановления актов президента и установления для него запрета или обязанности совершать определенные действия. «Поэтому не существовало и не могло существовать ни одного судебного решения, которое каким-либо образом могло бы ограничить право президента Украины назначать членов Высшего совета правосудия», – сказал Порошенко.
Почему это дело
На фоне других уголовных дел, по которым пытаются догнать Порошенко, это действительно выглядит перспективным для его врагов. Ведь не требует исследования громоздких финансовых схем, как в деле о «Кузнице на Рыбальском», и сбора доказательств по всему миру, как в деле о мальдивских каникулах.
Здесь весь состав возможного преступления – зафиксирован указами с личной подписью главы государства. И результат расследования зависит скорее от трактовки действий президента и людей, которые были задействованы в принятии и реализации тех решений, чем от наличия или отсутствия доказательств.
Есть все основания думать, что новая власть, которая пользуется безоговорочным авторитетом у руководителей ГБР, имеет волю трактовать действия предшественников именно в преступном ключе. А именно наличие воли у власти является главным условием доведения дела до логического завершения.
Когда суд
По информации Depo.ua, новая власть действительно намерена догонять предшественника и его соратников. У Зеленского думают, что от того, выполнит ли он свои планы по «посадкам», будет зависеть и его популярность в народных массах. Поэтому за решетку будут сажать максимально уважаемых предшественников. А если это будет сам Порошенко, популярность его преемника Зеленского угрожает стать чуть ли не абсолютной. В то же время дело «Свинарчуков» странным образом подвисло, и о нем как-то забыли.
Поговаривают, что со стороны ОП создан режим максимального благоприятствования потугам Андрея Портнова в направлении Петра Порошенко.
И стоит отметить, что у Портнова между тем не слишком много времени, ведь чем дольше он будет добиваться хоть какого-то результата по Порошенко, тем меньше будет общественный запрос на него: вскоре внимание телезрителей будет приковано к достижениям уже новой власти, и проступки предшественников будут казаться все менее актуальными.
Именно поэтому простое «одноэпизодное» дело об узурпации судебной власти может стать самым коротким путем к помещению Порошенко на скамью подсудимых.
В то же время пятый президент использует именно юридические аргументы своей невиновности и собирается честно доказывать свою правоту.
Антон Коломойцев / Depo.ua