вівторок, 3 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Чем грозит Украине нормандский саммит под руководством Макрона Зеленскому необходим мир, Макрону требуется экономическое чудо, а Путин хочет оставить Украину в российской геополитической орбите

Пока в Украине обсуждали перипетии обмена пленными, а в Кремле делали «осторожные прогнозы» относительно «нормализации отношений», идет подготовка следующего хода в дипломатической игре, которая, по замыслу всех задействованных сторон, должна была бы положить конец военной стадии конфликта между Украиной и Россией.

Воскресная беседа президентов Франции и России, которые обсудили «обмен удерживаемыми между Кремлем и Киевом» и сошлись на мнении, что он дает стимул переговорам по «урегулированию конфликта на востоке Украине», хоть и осталась практически незамеченной, похоже, стала по-своему прорывной. Поскольку после нее и Макрон, и Путин подтвердили, что «текущая ситуация позволяет провести в ближайшие несколько недель саммит в Нормандском формате в Париже». По крайней мере, так утверждает пресс-служба Макрона.

При том длинный список безальтернативных требований для начала саммита на высшем уровне, который в свое время с пафосом озвучивал глава российского МИД Сергей Лавров, и который включал не только разведение войск по всей линии соприкосновения, но и законодательную кодификацию «формулы Штайнмайера» украинской стороной, прямые переговоры между Киевом и главарями сепаратистских республик, и массу других спорных или неприемлемых для Украины условий, был, кажется, если и не забыт – то отложен в дальний ящик.

Более того, Франция стала единственной на данный момент страной ЕС, которая не просто назвала обмен удерживаемыми и пленными в формате «35 на 35» решающим шагом в возобновлении конструктивного диалога, но и даже словом не обмолвилась о судьбе злосчастного Цемаха.

Возможно, именно поэтому министра иностранных дел Франции Жан-Ива Ле Дриана ждали вчера в Москве, в которой он попытался установить «основы доверия» между странами.

Запланированные переговоры, по данным французского МИД, касались не только Украины, но и Сирии, Ливии, Ирана, «сближения позиций в борьбе с терроризмом» и сотрудничества в космической промышленности.

При этом Ле Дриан полетел в Москву вместе с министром обороны Франции, и встречался не только с Лавровым, но и с Шойгу.

И в такой ситуации все, что может сказать журналистам официальный представитель федерального правительства Германии Штеффен Зайберт это то, что «и Берлин продолжает работу над саммитом в нормандском формате». Данный факт как-то сам собой намекает на вероятность того, что «нормандская четверка» движется в сторону превращения в «тройку», в которой функции Германии могут быть сведены к формальному одобрению решений Парижа. К тому же, вести речь о «тотальной зраде» как бы не приходится, поскольку Ле Дриан накануне визита заявил о том, что отменять санкции против России еще рано. Однако поводы для тревоги все-таки есть. Поскольку Франция – в отличие от современной Германии является страной с мировыми амбициями, которая обладает своими интересами как в Африке, так и на Ближнем Востоке.

И тот факт, что на Россию летит французский министр обороны, вряд ли позволяет предполагать, что речь идет о будущей миротворческой миссии французских вооруженных сил на Донбассе. Разговор, скорее всего, будет касаться распределения зон влияния в Ливии. В которой Национальную армию Ливии под командованием Хафтара, который хочет свергнуть законное правительство страны, Москва поддерживает явно, а Париж – тайно.

Кроме того, молодой и амбициозный президент Франции находится в ситуации, в которой ему было бы весьма желательно поправить непростую экономическую ситуацию в своей стране, став эксклюзивным торговым партнером России. Для чего, безусловно, Макрон не собирается демонстративно ломать единый санкционный фронт. А вот поспособствовать более быстрому завершению украино-российского конфликта, не слишком интересуясь интересами Киева, получить лавры «миротворца» в ЕС и заработать бонусы со стороны России – такой сценарий, конечно, является для французского президента весьма привлекательным.

Таким образом, накануне сентябрьского или октябрьского саммита в нормандском формате, на сцене присутствует президент Украины – который очень хочет достичь мира, поскольку это является его ключевым предвыборным обещанием. Президент Франции, который готов модерировать переговоры в обмен на удовлетворение определенных геополитических интересов своей страны, которые во многих случаях зависит от России. И есть президент Путин, который, очевидно, хочет сворачивать конфликт, «монетизировав» свои достижения в виде системы политических сдержек, которые, по его мнению, призваны удерживать Украину в поле геополитического влияния России. Эти три персоны – при достаточно пассивном участии немецкого канцлера – и будут решать дальнейшую судьбу украино-российского конфликта.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим