п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Плохая погода или Нацбанк: Кто виноват в росте инфляции в Украине Инфляция в Украине в прошлом месяце оказалась выше прогнозной. Ничего фатального, но в НБУ почему-то решили объяснить отклонение от прогноза… плохой погодой

Нацбанк Украины обнародовал свой комментарий по поводу ситуации с инфляцией в июле нынешнего года. Как оказалось, в прошлом месяце потребительская инфляция в годовом измерении составила 9,1% (в июне было 9,0%, в мае – 9,6%). При этом, однако, в месячном измерении цены снизились на 0,6% – то есть произошла дефляция.

Однако данные свидетельствуют, что фактический показатель инфляции оказался выше траектории прогноза. Причина отклонения – более быстро, чем ожидалось, растущие цены на отдельные сырые продукты питания.

А вот базовая инфляция в июле, как выяснилось, отвечала прогнозам НБУ. Она в годовом измерении в июле составила 7,4%, не изменившись по сравнению с предыдущими месяцами. Эксперты Нацбанка утверждают, что это благодаря жесткой монетарной политике, которая оказывала фундаментальное давление на цены, в частности через обменный курс.

Продолжающееся укрепление гривны способствовало сохранению низких темпов роста цен на непродовольственные товары (2% год к году). Медленно дорожали бытовая техника, транспортные средства, средства гигиены. Цены на одежду и обувь почти не изменились за год. Дешевле, чем год назад, оказались отдельные виды оборудования и техники.

Рост цен на продукты питания с высокой степенью обработки также остался неизменным – 8,9% год к году. Высокий внешний спрос стимулировал рост цен на мясные продукты, а сокращение объемов производства молока привело к ускорению роста цен на молочные изделия. Это компенсировалось более низкими темпами роста цен на хлеб, шоколад, соусы, рыбные консервы, маргарин и спреды.

Примерно та же ситуация с ростом цен на услуги – их темпы несколько снизились (до 13,8% г/г), однако остались одними из самых высоких в потребительской корзине. Быстрее стали дорожать рестораны и кафе, мобильная связь, услуги учреждений отдыха и культуры. Причину этого НБУ видит в устойчивом потребительском спросе, который есть следствие сравнительно высоких темпов роста зарплат.

Повеселило объяснение Нацбанка, почему ускорился рост цен на сырые продукты питания (до 10,3% год к году). Оказывается, «из-за неблагоприятных погодных условий» быстрее положенного дорожали огурцы, помидоры, кабачки, баклажаны. Медленнее обычного дешевели яблоки. А ожидания худшего урожая сахарной свеклы в Украине и повышение мировых цен обусловили подорожание сахара.

При этом на кривую инфляции в июле в разные стороны давили еще самые разные факторы – удешевление природного газа для населения и автомобильного топлива, более низкие, чем прежде, темпы удорожания табачных изделий и алкогольных напитков, услуг автодорожного транспорта, водоснабжения и канализации. А также – рост цен на железнодорожные перевозки, прежде всего пригородные.

Но в НБУ почему-то видят корень зла в погоде. Цитата: «Фактические показатели ценовой динамики свидетельствуют, что общая инфляция превысила траекторию прогноза Нацбанка прежде всего через факторы со стороны предложения продуктов питания, в частности вследствие неблагоприятных погодных условий». Да, июнь был сухой и жаркий, но не настолько же. Год назад, помнится, без дождей прошел почти весь май – но сельское хозяйство по итогу года все равно побило собственные рекорды, и цены на фрукты-овощи в сезон падали, как им положено.

Да и сейчас снизились темпы роста цен на лук и свеклу, а цены на морковь оказались даже ниже, чем год назад. Кажется, кто-то где-то запутался в ценах на овощи. Напоследок замечу, что отдельные абзацы комментария по инфляции за июль буквально пересказывают аналогичный комментарий НБУ месячной давности – за июнь.

Видимо, осознав некоторую несуразность представленного комментария по ситуации с инфляцией в июле, уже сегодня председатель совета НБУ Богдан Данилишин на своей странице в Facebook дал дополнительный комментарий. Теперь уже от своего имени.

«С учетом того, что в конце лета – начале осени в Украине заметно увеличивается предложение овощей и фруктов, а также вследствие эффекта ревальвации гривны логично предположить, что в ближайшие один-два месяца будут характеризоваться низкой инфляцией», – написал Данилишин.

При этом он отметил, что замедление потребительской инфляции и переход к снижению цен в середине года становится тенденцией: «Это наблюдалось с мая по сентябрь прошлого года, в мае-июле 2019 г. мы снова это видим».

По его словам, начиная с октября инфляция в Украине, как правило, ускоряется, что связано с постепенным снижением предложения сырых овощей и фруктов. «Если сентябрьские выплаты по внешнему долгу (предварительно оцениваются в $1,7 млрд) удастся пройти без осложнений, а для этого есть достаточные предпосылки, влияние курсового фактора на потребительскую инфляцию не будет существенным», – отметил глава совета НБУ.

В общем, запутал еще больше: теперь уже совсем непонятно – то ли сейчас в росте инфляции нужно винить овощи с фруктами, то ли это надо будет делать поздней осенью. Зато Данилишин честно предупредил, что инфляция в ближайшие месяцы может ускориться из-за того, что в июле зафиксирован рост цен на электроэнергию для промышленности. По его словам, обычно рост цен в промышленности транслируется в ускорение потребительской инфляции через два-четыре месяца.

«Это вызывает опасения и не дает уверенности в том, что будут достигнуты цели по инфляции, зафиксированные в Основных принципах денежно-кредитной политики на 2019 г., а также прогноз инфляции Нацбанка (6,3% на конец 2019-го)», – написал глава совета НБУ.

При этом курс гривны укрепляется, скорее всего, искусственно – с подачи НБУ. Это можно трактовать и как проблему, и как умысел: Нацбанк укрепляет курс до 25 грн за доллар в тот самый момент, когда Китай, помогая своим предприятиям-экспортерам, опускает юань до исторических минимумов.

Но то, что НБУ максимально укрепляет гривну, никак не влияет на цены. Они растут, как признает сам НБУ в упомянутом отчете. Также это обрушивает бюджет – до конца года таможня недодаст минимум миллиардов десять. Наконец, это убивает наших экспортеров. Из-за Нацбанка наша экономика уже недополучила $2-3 млрд экспортной выручки.

Почему это происходит? Возможно, в НБУ считают, что низкий курс позволит нынешней команде остаться в своих креслах, ведь он воспринимается населением как позитив. Хотя при курсе 27-28 грн за доллар все также было бы абсолютно стабильно.

А может, дело в том, что завтра Минфин очередной раз выйдет с гривневыми займами. И тем, кто покупает наши облигации, выгодно покупать их по низкому курсу. Высокий курс нужен тогда, когда будут выплачиваться деньги за эти облигации. Вот тогда он поползет вверх.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим