ГБР открыло 12 производств, главным фигурантом которых является Петр Порошенко. На этот раз Бюро заинтересовалось отдыхом Петра Порошенко на Мальдивах с возможным использованием поддельных документов. В то же время главный оппонент Порошенко, Игорь Коломойский, вдруг начал демонстрировать желание договориться. Накануне нового политического сезона олигарх не желает воевать с опытным политиком, который может обратиться за поддержкой к улице и западным лоббистам.
Портнов «догоняет»
Очередное производство, в котором фигурирует пятый президент Украины, открыто ГБР по факту отдыха Порошенко на островах в январе 2018 года. Основанием стало заявление заместителя главы администрации президента Януковича Андрея Портнова, который после победы Владимира Зеленского на президентских выборах, накануне своего возвращения в Киев из вынужденной эмиграции, обещал «догонять» Порошенко всегда и везде.
Свое обещание юрист Януковича выполняет, и за такой последовательностью многими усматриваются личные мотивы – желание отомстить за изгнание из страны в 2014 году. После возвращения в Киев весной 2019-го Портнов уже написал пачку заявлений в ГБР касательно Порошенко, по которым Бюро открыло 11 производств. Дело о Мальдивах стало двенадцатым в этом списке. В июле президент побывал в стенах ГБР на допросе и обвинил Бюро в работе на Портнова. Директор Бюро Роман Труба такую связь отрицает. В Бюро уточняют, что не заводят дел «против кого-то», а открывают производство лишь по факту возможных противоправных действий.
За своего лидера вступилась партия «Европейская солидарность», пресс-служба которой в обнародованном заявлении назвала ГБР «мальчиками по вызову» Портнова, которых «соратник Януковича получил в концессию от новой власти». Там обратили внимание на то, что «по сложившейся традиции, первым новость про очередное «расследование» сообщил Портнов, и уже затем послушно пережевала пресс-служба ГБР». В «ЕС» угрожают Портнову уголовной ответственностью за информационный троллинг пятого президента.
Вчера же в информационную войну включился генпрокурор Юрий Луценко (который собирается покинуть эту должность, как только узнает имя нового спикера Рады, которому глава ГПУ напишет заявление на увольнение). Порошенко не вручали подозрений ни в одном уголовном деле, в каждом из них он является свидетелем, заявил генпрокурор.
Что сказал украинский миллиардер российским журналистам
Тем временем сменил тон заявлений относительно пятого президента до последнего времени его главный оппонент, миллиардер Игорь Коломойский, который вернулся после двухлетнего пребывания в Швейцарии и Израиле 16 мая, перед инаугурацией президента Зеленского. Во время президентских выборов-2019 бывший глава Днепропетровской областной госадминистрации в 2014 году сделал ставку на Владимира Зеленского. Говорил, что в случае победы Порошенко пойдет на пенсию, эпатажно называл тогдашнего главу государства своей марионеткой, которая будет делать все, что ему скажут, чтобы «искупить вину» за национализацию «Приватбанка» 2016 года. Не лез за словом в карман и предыдущий президент, публично называя Зеленского «марионеткой Коломойского».
Но вот вдруг журналист Юрий Бутусов на днях в Фейсбуке обнародовал неожиданную информацию о том, что в начале июня олигарх встречался с Петром Порошенко. Подробностей не сообщил, но в последнее время что-то в отношениях этих двух фигур начало меняться. Ранее о факте такой встречи сообщали инсайдерские каналы. О ней рассказал и Андрей Портнов. И, вот, теперь на сомнениях поставлен крест: встреча таки была. И она, возможно, что-то изменила в отношениях ее участников.
Об этом можно судить из свежих интервью Коломойского. Активно общаясь со СМИ сразу после победы Зеленского, миллиардер демонстративно подчеркивал свое желание помириться с Кремлем. А на днях он дал интервью российскому изданию РБК. Беседа получилась не менее интересной, чем предыдущие диалоги Игоря Валерьевича с журналистами. Бросается в глаза другое: бывший владелец «Приватбанка» прибегнул к диаметрально противоположной риторике относительно внутриукраинских проблем. При этом он, похоже, продолжает посылать сигналы в Кремль о желании помириться.
В первую очередь Коломойский заявил, что Порошенко «справился с основной задачей на посту», а именно «спас страну от вас (россиян – ред.). Он пришел, когда Крыма уже не было, Донбасс уже был захвачен де-факто. Он остановил агрессию. Я могу критиковать его, как хотите, но не перед вами. Мы внутри разберемся сами».
По-другому отвечает Коломойский и на вопрос, когда между ним и Порошенко испортились отношения. Говорит, «было недоразумение, мировоззренческие разногласия. Не было никакой ссоры. Его интересовала поддержка «1+1» где-то. Ему рисовали, что он заберет «Приватбанк» и «1+1″ свалится, как приз».
Уверяет, что не будет иметь на России никаких бизнесов. «Если до конца моей жизни Крым не вернут, то 100 процентов Россия для меня закрыта», — сказал бизнесмен российскому журналисту. При этом вновь, как и в предыдущих интервью, назвал события на Донбассе «гражданским конфликтом» с той оговоркой, что «это наше внутреннее дело, и оно переросло в горячую форму только благодаря Российской Федерации. Она является одним из основных спонсоров и источником этого гражданского конфликта. Если бы не было России и она убралась прочь, то мы бы закончили все эти вопросы мирным путем ко всеобщему удовольствию максимум за две недели».
Привлекает внимание и высказывание миллиардера о лидерах пророссийской партии «Оппозиционная платформа – За жизнь (ОПЗЖ) Викторе Медведчуке и Юрии Бойко, которые зарабатывали баллы на президентских и парламентских выборах на встречах с руководителями власти в Кремле. «Меня вообще не интересует, что говорят Бойко и Медведчук. Я считаю, что они коллаборационисты и предатели. Еще просто их предательство не вырисовалось в статью Уголовного кодекса», — сказал о них Коломойский. Будто бы намекнув своему «младшему партнеру» Зеленскому о том, кого в новой политической конфигурации следует считать «врагом». О котором упоминает и в контексте «газового вопроса». Говорит, российский газ нам (Украине) «до задницы», что «трубу вообще можно было бы закрыть и забыть» и что это «фетиш, который придумали такие, как [миллиардер, которого требуют выдать США, Дмитрий] Фирташ, [один из лидеров ОПЗЖ Сергей] Левочкин, Бойко и Медведчук, чтобы грабить Украину и иногда Россию».
Важным также является посыл о том, что при Зеленском не будет изменена Конституция Украины в рамках реализации Минских соглашений (в части особого статуса Донбасса). Он считает нужным «провести апдейт этих соглашений». «Нужно убрать изменения Конституции, заменить пятилетним переходным периодом особого статуса Донбасса, провести выборы на этой территории под наблюдением ОБСЕ», – считает Коломойский.
Напоследок советует президенту РФ Путину «быстрее уйти из Украины, сохранив лицо».
Но оставим за скобками нюансы отношений Коломойского с башнями Кремля. Интересно, почему изменилась его риторика в отношении Порошенко и какие последствия для наших внутренних дел это будет иметь.
Коломойский закапывает топор войны, но «Приват» не забыт
Желание влиятельного днепропетровца помириться с бывшим (?) оппонентом не скрывается. В то же время есть «красные линии», которые он не переходит. Дело принципа для него – это вопрос национализации «Приватбанка», которую он считает «кидком» его лично со стороны Банковой. Поэтому не удивляет, что ГПУ продолжает преследовать бывшее руководство Нацбанка Украины, которое миллиардер считает лично причастным к «делу «Привата».
Вчера Генпрокурор сообщил, что его заместитель признал достаточными доказательства для объявления подозрения экс-главе Нацбанка Валерии Гонтаревой и бывшему заместителю главы администрации президента Порошенко Алексею Филатову в деле о махинациях с миллиардером времен Януковича Сергеем Курченко.
Пристального заместителя генерального прокурора зовут Сергей Кизь, и журналисты считают его не только протеже Луценко, но и близким к руководителю Офиса президента, бывшему адвокату Коломойского Андрею Богдану. Поэтому след здесь тянется к миллиардеру. Между прочим, Луценко и Коломойский практически не критикуют друг друга, а после президентских выборов олигарх фактически поддержал генпрокурора, заявив, что не видит причин сменять Луценко на посту. Правда, иного мнения президент Зеленский, который намерен остановить прокурорскую карьеру политика.
Поэтому Гонтареву ждут новые серии преследования. В отличие от Петра Порошенко. Который понимает, что попытки мести руками одиозного Портнова – это цветочки по сравнению с тем, какую «теплую ванну» может организовать ему Коломойский и его команда юристов, не без посильного участия нынешних хозяев Банковой. Ведь когда осенью у Зеленского будет собственный генпрокурор и подконтрольные силовики, и когда начнет работать новая Верховная Рада с монобольшинством, которая при желании приблизит снятие с Порошенко неприкосновенности – ситуация для Петра Алексеевича приобретет совсем непривлекательные черты. Новой власти позарез нужны громкие дела и посадки. Сядет Порошенко или нет – это уже производное. Политически уничтожить его можно и без ареста.
Это понимание может стимулировать пятого президента начать договариваться с бывшим владельцем «Привата». Для которого, в свою очередь, пришло время конвертировать победу его креатуры на выборах в свежие активы и деньги. Убежденность в несправедливости его развода с «Приватбанком» может подвигнуть к ожиданиям моральной компенсации от того, кого олигарх считает виновным в несправедливости. А таких двое: Порошенко и МВФ. Ко второму руки из Днепра не дотянутся. Остается тот, кто проиграл выборы. И он здесь, в стране.
Стимулировать Порошенко пробуют не только кнутом (делами, допросами и уличным троллингом), но и пряником. Интересно наблюдать, как подконтрольные Коломойскому масс-медиа сейчас, в отличие от президентской избирательной кампании, почти не атакуют предшественника Зеленского. А делать они это умеют: доказано каналом «1+1».
Улица, Меркель и НАТО – аргументы Порошенко
Какие аргументы может выложить на стол в этой игре сам экс-президент? Он довольно технологически создает себе имидж «патриота №1». Преследовать которого – это чистая политика, а не последствия давних конфликтов вокруг деловых вопросов. «ЕС» может организовать заметные уличные акции и мобилизовать людей: достаточно вспомнить предвыборные митинги или июньскую успешную акцию под Киевским университетом им. Шевченко против назначения туда профессором все того же Портнова. Улица является серьезным козырем Порошенко. Ведь протесты в центре столицы вряд ли хотят видеть новая власть и ее влиятельные днепровские друзья.
Особенно на пороге первой своей осени, которая обещает быть наполненной не только увлекательным знакомством с врученным народом на выборах хозяйством, но и дразнящими для общества вопросами: от снятия моратория на продажу земель до повышения тарифов на энергоносители для населения. Не говоря уже о вопросах Донбасса. На этих и других темах осенью будет работать ряд политиков, тем более, что времени у них после поражения на выборах в Раду теперь вдоволь. Это и Олег Ляшко, и националисты в ассортименте, и команда Андрея Садового, и целая группа профессиональных популистов вроде Каплина. Финансироваться акции будут хорошо: недовольных новой реальностью денежных мешков хватит этой власти с головой.
Не исключено, что причиной внезапной смены риторики Коломойского и его «наездов» на Россию как раз является попытка нивелировать один из потенциально конфликтных вопросов – возмущение патриотической части общества невнятной позицией команды Зеленского в отношении агрессора.
Так или иначе, массовые протесты точно не нужны «новым лицам украинской власти». И Порошенко, как одного из потенциальных генераторов «улицы», пробуют замирить без крайностей.
Эффективным предохранителем от крайностей является также прогнозируемая, резко негативная реакция Запада на возможное уголовное преследование человека, который еще недавно был собеседником лидеров современного мира. Арестовать или судить пятого президента Украины означало бы стать на те же грабли, которые ударили по Януковичу в ситуации с посадками Юлии Тимошенко или Юрия Луценко. При всех обоснованных и заказных упреках в адрес Порошенко, его посадка – это пощечина Западу, лидерам и политикам отдельных стран, ЕС и НАТО, которые поддерживали украинские позиции все прошлое пятилетие. От них не раз звучал тезис о Порошенко как успешном реформаторе. И если его будут преследовать, то это будет означать, что все это время они поддерживали преступника. Никто из европейских лидеров не проглотит удар по собственной репутации. Поэтому у Порошенко будут лучшие лоббисты.
Посадить – не посадят, но изрядно попортить нервы, похоже, готовы. Посадка возможна лишь в случае избрания Зеленским пророссийского сценария. Поэтому месседж из лагеря Коломойского о встрече с Порошенко, похоже, намекает: теперь мы – сила, но люди мы цивилизованные, по европам тоже ездим, поэтому пришло время по-хорошему платить по старым долгам.
Игорь Петренко / Depo.ua