Заголовки в украинских СМИ о том, что спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам Украины Курт Волкер «не исключает визита Трампа в Киев», которые замаячили на выходных, были кликбейтом чистой воды. Ведь на вопрос о том, не заедет ли случайно Дональд Трамп из Варшавы еще и в Киев, Волкер ответил буквально следующее: «Как вы знаете, визиты президента Соединенных Штатов планируются и готовятся задолго наперед. Поэтому сделать что-то такое потребовало бы слишком больших усилий». Что в переводе с дипломатического на общечеловеческий означает: «Не задавайте глупых вопросов, чтобы не получить глупых ответов». Конечно, чтобы сгладить впечатление, профессиональный дипломат отметил, что он «не хочет исключать ничего» – но это была явно фигура учтивости, а не обещание.
Кстати, за весь период президентства Дональда Трампа, история знает только один случай абсолютно неожиданного визита действующего хозяина Белого дома в иностранную страну – это когда в конце июня этого года Трамп утром написал в Твиттере, что во время визита в Южную Корею хотел бы встретиться с диктатором из Северной. И уже через сутки он здоровался с Ким Чен Ыном, зайдя метров на десять на территорию геополитического врага США. Но попытка «помириться с КНДР», которая в виде идеи-фикс преследует Трампа на протяжении всего срока правления, не имеет к Украине никакого отношения, поэтому актов братания с Зеленским где-то на украинско-польской границе, в Краковце или Рава-Русской, ожидать не стоит.
Впрочем, тот же Волкер отметил, что для визита украинского президента в США не выдвигается никаких условий. «Приглашение высказано. Президент Трамп подтвердил это приглашение, когда разговаривал с президентом Зеленским в этот четверг. И мы с нетерпением ждем, чтобы приветствовать украинского президента в Вашингтоне», – заявил Волкер. Добавив, что над визитом работает он и посол США в Украине Тейлор. Что, опять-таки, было прозрачным намеком на тот факт, что адекватные отношения между двумя государствами без должного дипломатического представительства несколько усложнены.
Зеленский уволил предыдущего посла Украины в США Валерия Чалого, одновременно с еще десятью послами Украины в разных государствах, указом 19 июля без уточнения причин. После чего «договариваться о визите» уже принялись члены администрации нового президента, в частности секретарь СНБО Александр Данилюк и помощник президента Андрей Ермак, которые несколько раз ездили в Вашингтон на переговоры. Впрочем, о каких-то существенных достижениях в тех разговорах сообщений не было, и подготовкой визита занимается сейчас американская сторона. Которая тоже не спешит с выводами – по словам Волкера, «на сегодняшний день мы еще не знаем, какая именно дата устроит двух президентов». Конечно, сегодня стало известно о том, что в команде Зеленского по крайней мере размышляют на тему того, кто станет следующим украинским послом в США, но таких раздумий для реальной подготовки встречи все-таки мало.
Впрочем, проблема встречи Зеленского с Трампом заключается не только и не столько в напряженном графике двух президентов. Тем более что Владимир Александрович, скорее всего, ради такой встречи пропустил бы и Лигу Смеха, и поход на футбол.
Просто пока сторонам не о чем говорить. Поскольку Вашингтон сообщил «зе-команде» свой набор пожеланий – официальных и неофициальных. И теперь ожидает реакции Киева на них. Среди официальных – «перезапуск» работы антикоррупционных органов, уменьшение влияния олигархов на осуществление государственной политики, и большой массив необходимых реформ во многих сферах. Среди менее официальных – пожелания в отношении лица премьер-министра Украины. Среди совсем неофициальных – более активное расследование участия сына Джо Байдена, Хантера, в мутных делах Burisma Holdings.
И от ответов из Киева будет зависеть не только тот факт, состоится ли встреча Зеленского и Трампа в Вашингтоне, – которая, скорее всего, таки состоится. От этих ответов зависит и формат встречи, и возможное выступление Зеленского перед Конгрессом (что лоббирует украинский конгрессовый кокус). И, самое главное, будут зависеть предложения Вашингтона на новом этапе сотрудничества с Украиной – в отношениях с МВФ, в цифрах следующего бюджета США, где будет записан объем военной помощи, в интенсивности давления на российскую нефтяную и газовую промышленность, которая является ключевым основателем российской внешнеполитической активности. В свете этих факторов хотелось бы надеяться, что ключевым вопросом, который будут задавать себе сотрудники офиса президента, будет не как, где и когда Зеленский встретится с Трампом, а что именно украинский президент сможет сказать американскому коллеге.
Тарас Паньо / Depo.ua