п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Він працює»: Переворот в правосудии от Зеленского Миф о тотальном влиянии Порошенко на судейский корпус, по всей видимости, сыграл с окружением Зеленского злую шутку. Там решили поиграть в справедливость

Президент Зеленский отменил два указа своего предшественника о назначении членами Высшего совета правосудия Андрея Василенко и Михаила Исакова. Что это, месть Порошенко или попытка наступления на судейскую ветвь власти?

Для начала выясним, кто же такие Андрей Василенко и Михаил Исаков. Первый из «разжалованных» членов ВСП пошел в судьи совсем недавно – в июле 2015 года он стал членом Высшей квалификационной комиссии судей. До того времени, еще с начала 90-х годов, он являлся заместителем генерального директора, затем генеральным директором ООО «ПНБК» («Первая национальная бизнес-компания»), специализирующегося на адвокатской деятельности. Другой «отставник» – Михаил Исаков – также адвокат. С 1998 г. по 2012 г. возглавлял Харьковскую городскую коллегию адвокатов, являлся членом Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры Украины при Кабинете министров, профессор (преподавал в нескольких вузах Донецка, затем – после их переезда из оккупированной столицы Донбасса). После назначения членом Высшего совета правосудия прекратил адвокатскую деятельность.

Кратко напомним перипетии относительно ВСП – важнейшей институции, члены которой могут увольнять или назначать судей, а также решать спорные вопросы судебной вертикали. В ее состав должен входить 21 человек, сейчас – 18. Точнее, 16 – после отмены указов, касающихся Василенко и Исакова, но об этом чуть позже. Членов совета правосудия подбирают следующим образом: 10 делегирует съезд судей, двух назначает президент, двух выбирают народные депутаты, шестерых определяют на съездах адвокатов, прокуроров и представителей юридических вузов. Двадцать первым членом ВСП является глава Верховного Суда по должности Валентина Данишевская.

Поскольку одновременно у 12 членов совета правосудия в апреле 2019 года заканчивалась каденция, то соответствующие органы делегировали в нее своих представителей: в декабре прошлого года четверых новичков избрал съезд судей (Олега Продивуса, Светлану Шелест, Ларису Иванову, Наталью Краснощокову), адвокаты во второй раз подряд делегировали в ВСП Павла Гречковского и Алексея Маловацкого, прокуроры избрали Игоря Фомина и Виктора Матвийчука, еще двоих – Василенко и Исакова – 13 мая назначил президент Порошенко.

Сразу заметим: практически ко всем названным лицам возникали замечания у общественных активистов и экспертов, однако, как говорил советский усатый диктатор, «других писателей у меня для вас нет». А вот на то время еще советник Владимира Зеленского, а сейчас заместитель главы Администрации президента Руслан Рябошапка, в мае жаловался: судебная реформа выстроила определенную вертикаль, которая замыкается на Банковой.

Миф о тотальном влиянии Порошенко на судейский корпус, по всей видимости, сыграл с окружением Зеленского злую шутку. Там решили поиграть в справедливость, отменить указы предшественника и объявить открытый конкурс. Как пояснил упомянутый Руслан Рябошапка, Петр Порошенко не дождался решения конкурсной комиссии и назначил двух членов ВСП вопреки закону. Действительно, 11 марта экс-глава государства подписал указ №65/2019, которым утверждалось Положение о проведении открытого конкурса по отбору кандидатов для осуществления президентом назначения членов Высшего совета правосудия, и утверждался персональный состав конкурсной комиссии. Комиссия начала свою работу, однако 22 апреля Окружной административный суд Киева запретил назначать членов Высшего совета правосудия по президентской квоте. Истец, который обратился в суд, мотивировал свой иск тем, что комиссия не разместила на веб-сайте президента решение об определении по результатам собеседований перечня лиц, претендовавших на должность в ВСП. Несмотря на это, Порошенко назначил двух своих представителей в совете правосудия. То есть, формально Рябошапка прав. Однако в этой ситуации есть и другая сторона – отмену указов Порошенко также можно рассматривать как нарушение, ведь для начала АП логично было бы обратиться в суд, получить решение о том, что назначение Василенко и Исакова осуществлено с нарушением закона, и уже после этого принимать решение о новом конкурсе. А иначе попадаем в правовую коллизию.

Во-первых, указ вступил в действие уже больше, чем месяц назад, то есть, он выполнен. Когда в мае новый президент издал свои первые указы, которые отменяют указы предшественника (речь шла о возвращении в Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания уволенного Юрия Артеменко и отмене назначения в Нацсовет Владимира Горковенко), юристы указывали на решение КСУ от 2009 года, согласно которому любые индивидуальные решения госорганов действуют до момента фактического исполнения. Проще говоря, если указ был фактически выполнен, то отменять уже нечего. Это то же самое, если бы работник пришел на работу, поработал месяц, но вместо зарплаты работодатель ему сказал: «Я отменил приказ о твоем приеме на работу». Обиженный сотрудник отправился бы в суд. Видимо, таким образом поступят и Василенко с Исаковым. Более того, они будут требовать остановить конкурс, и суд может принять их сторону.

Однако, как считают эксперты, это не единственное нарушение в двух свежих указах Зеленского. Статья 25 закона «О Высшем совете правосудия» нормирует вопрос увольнения членов институции, которая, подчеркнем, является коллегиальным, независимым конституционным органом государственной власти и судейского самоуправления. Независимым – означает, что президент не имеет права вмешиваться в работу ВСП. Так вот, оснований для прекращения полномочий члена совета правосудия существует шесть: окончание срока избрания, вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении него, прекращение гражданства Украины или приобретение гражданства другого государства, признание его безвести пропавшим или объявление умершим, признание недееспособным или ограничено дееспособным, прекращение полномочий судьи или уврльнение с должности судьи (кроме ухода судьи в отставку) по основаниям, определенным Конституцией Украины. Ни одного из этих оснований в ситуации, касающейся Василенко и Исакова, нет.

Однако в данном случае, кроме банального желания отменять все, что было сделано Порошенко, может существовать и другая цель. Двух «порошенковских» назначенцев отодвинули, и, пока они будут судиться, в Высшем совете правосудия попытаются совершить переворот с целью получить большинство, лояльное к новой команде на Банковой. Насколько реален подобный сценарий, увидим уже очень скоро.


Юрий Васильченко / Depo.ua
Поділіться цим