п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Нужны новые мультики: Как Путин помогает Пентагону выбивать деньги на новое супероружие В Штатах ведутся производство ядерных боеприпасов, а также разработка энергетического оружия и модернизация танков и вертолетов

Глава разведки Пентагона Роберт Эшли во время мероприятия в Институте Хадсона, ссылаясь на данные своем ведомства, заявил, что Россия, вероятно, провела испытания ядерного оружия малой мощности, нарушив тем самым Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) 1996 года. По его словам, у Москвы есть необходимые мощности для проведения таких тестов, которые, как он выразился, «выходят за пределы нулевого стандарта соблюдения моратория» на испытания ядерного оружия. Российская сторона в лице посла в США Анатолия Антонова поспешила опровергнуть заявление Эшли, обвинив, в свою очередь, Вашингтон в осуществлении «скоординированной атаки не только и не столько на Россию, сколько на режим контроля над вооружениями, на всю архитектуру стратегической стабильности».

Как ни странно, но российский дипломат может быть отчасти прав, когда говорит об атаке со стороны США. Нет, это не значит, что американский генерал солгал о проведении испытаний ядерных зарядов (как становится ясно из выступления – малой мощности). Это, вероятно, правда. Однако само по себе заявление Эшли может быть элементом той самой атаки на РФ, только информационной, которая наряду с отсутствием прогресса касательно заключения новых соглашений в сфере контроля над вооружениями, как бы развязывает Соединенным Штатам руки. Оправдывает и дает возможность заняться тем же. Тем более что уже в начале этого года техасский завод Pantex начал серийное производство ядерных боеголовок малой мощности W76-2. США довольно быстро перескочили от концепции создания маломощных ядерных боеприпасов в противовес России, Китаю, Ирану, КНДР, не противоречащих международным соглашениям, к их производству. Следующий этап: обеспечить их испытания и таким образом, чтобы никто не посмел упрекнуть Штаты в нарушении ДВЗЯИ.

Оружие будущего

Но, как говорится, не одним ядерным оружием полнится Пентагон. После того, как 17 мая президент РФ Владимир Путин вслух помечтал о российской армии №1 в XXI веке посредством создания лазерного оружия, замминистра Армии США Райан Маккарти сообщил, что проект создания энергетического оружия в Штатах уже утвержден и его разработка должна ускориться благодаря увеличению финансирования. В первую очередь речь идет о лазерном и микроволновом оружии, в частности о боевых лазерах мощностью 50 кВт на базе бронемашины Stryker и мощностью 100 кВт – на шасси грузового автомобиля. А финансирование соответствующих проектов в 2021-2024 гг. планируется увеличить на $10 млрд.

С одной стороны, если Штаты обзаведутся мощным энергетическим оружием, то какой прок от ядерного? Зачем в него вкладывать деньги? Все просто: создание энергетического оружия пока пребывает в зачаточном состоянии, а некоторые вышеупомянутые проекты – лишь на бумаге. Потому, пока ведутся разработки, есть резон по-быстрому обзавестись арсеналом маломощных ядерных боеприпасов. Производство которых, напомним, уже идет полным ходом.

Что касается энергооружия, то свидетельством того, что Пентагон намерен сосредоточиться на создании такого современного оружия, являются планы Сената США, согласно утвержденному сенатским Комитетом по вооруженным силам закону об оборонном бюджете на 2020 г., передать систему противоракетной обороны THAAD под контроль армии США. Все средства для закупок и обеспечения функционирования этих систем планируется перевести из Агентства по противоракетной обороне (MDA), отвечавшего за их разработку, армии, которую профильный комитет уже призвал запросить средства на покупку восьмой и девятой батарей.

На самом деле разговоры о необходимости отдать THAAD армии ведутся лет 10. Но почему Конгресс решился поставить точку именно сейчас? Не потому ли, что, возможно, возникла необходимость несколько разгрузить MDA – снять с нее часть работы, чтобы она это время и усилия направило на новые виды оружия, к примеру, энергетическое. Еще в апреле, заметим, сообщалось, что Агентство по противоракетной обороне хочет приобрести лазерное оружие мощностью 1 тыс. кВт для уничтожения баллистических ракет. Сроки: установка для демонстраций должна быть создана в 2025-2026 гг.

Далее. Неделю назад стало известно, что Минобороны США в скором времени в значительной степени усилит возможности своего Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA). И сделает, как сообщает Reuters, это путем поглощения Бюро стратегических возможностей (SCO). Что это дает? Во-первых, если все запросы SCO на бюджетное финансирование на 2020 г. в размере $1,3 млрд перейдут к DARPA, то Агентство увеличит свое финансирование сверх заявки ($3,5 млрд) на 37%. Во-вторых, все инновационные разработки соберут под одной крышей и под контролем главного технического директора Пентагона Майкла Гриффина.

Т.е. DARPA аккумулирует максимум интеллектуальных мощностей. А чем больше ресурсов – больше возможностей, больше проектов и скорее их реализация. И, главное, их полное соответствие центральной линии наращивания оборонного и наступательного потенциала, проводимой шефом Пентагона Патриком Шэнахэном под эгидой как самого Дональда Трампа, так и советника по нацбезопасности Джона Болтона.

Параллельно американское оборонное ведомство, опасаясь мести Китая из-за торговой войны, торпедирует отказ от поставок 17 редкоземельных химических элементов, импортируемых из Поднебесной, в пользу внутреннего производства. На его поддержку Пентагону и понадобились дополнительные средства из федерального бюджета. Соответствующий отчет Пентагона, по словам спикера министерства, подполковника ВВС Майка Эндрюса, уже направлен в Белый дом и Конгресс. В период 2004-2017 гг. доля поставок из Китая достигала 80%.

Эти редкоземельные элементы используются в разных сферах: начиная от производства смартфонов и заканчивая реактивными двигателями, спутниками и лазерами. Если учесть, что энергетическое оружие явно переходит в статус одного из приоритетов для обороны США, то Пекин на самом деле мог бы попытаться подорвать усилия Штатов по созданию новых вооружений и модернизации старых.

Лучший танк в мире и «птички» с новым сердцем

Кстати о модернизации. Повышенный интерес в первую очередь Белого дома к новейшим видам оружия не говорит о том, что от «традиционных» было принято решение отказаться. Как раз наоборот.

Например, уже летом 2019 года на вооружение Танковой бригады США поступят новейшие модернизированные танки M-1A2C Abrams. В бюджете на 2020 год предусмотрена закупка 174 единиц. И к 2025 году армия хочет отказаться от всех «абрамсов» модели 1986 года – M-1A1SA. Новый танк обладает активной и пассивной защитой, позволяющей защититься от новейшего оружия противника. В нем установлена израильская система активной защиты Trophy, позволяющая оперативно обнаружить и уничтожить небольшими боеприпасами вражеские ПТУРы и реактивные гранаты, причем сразу с нескольких направлений. Вдобавок на переднюю часть башни нового «Абрамса» навесили дополнительную броню, а также улучшили системы диагностики и каналы передачи данных.

У тех же Китая и России выставить что-нибудь равносильное пока нет возможности. Российская «Армата» вообще проблемная, новые китайские танки 99А по большей части аналогичны предыдущим сериям «Абрамсов». Занятно, что к тому времени, как Россия сможет продолжить модернизацию своих танков, а Китай представит что-то посерьезнее, Штаты начнут обкатывать новую модель – M-1A2D, который оснастят новыми инфракрасным датчиком, лазерным дальномером и сделают более автономным с помощью искусственного интеллекта.

Кроме того, через шесть лет Штаты должны выйти на полномасштабную замену двигателей в вертолетах Sikorsky UH-60 Black Hawk и Boeing AH-64 Apache – 1300 и около 600 соответственно. Инженерная разработка и производство нового турбовального двигателя T901-GE-900 осуществляется компанией General Electric Aviation в рамках программы Improved Turbine Engine Programme (ITEP) стоимостью $517 млн. Плюс этот двигатель в дальнейшем станет силовой установкой разрабатываемого легкого разведывательно-ударного вертолета FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft). На сегодня известно, что T901-GE-900 будет по меньшей мере на 50% мощнее и более долговечным, нежели используемые на вертолетах сейчас. С новым «сердцем» Black Hawks или Apache смогут подниматься на высоту в 1,8 км при температуре 35 градусов по Цельсию, с чем у них были проблемы в Афганистане. Срок службы: как минимум 30 лет для «вертушек», а самолет FARA, как предполагается, сможет летать и через полвека.

На этот военный рывок Соединенных Штатов подсанкционная Россия может ответить разве что новой серией мультфильмов. Что же до Китая, ему еще нужно нарастить технологическую базу, чтобы оказаться с США на одной ступени – а это непросто и долго.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим