четвер, 21 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

На радость Медведчуку: Как в «Голосе» Вакарчука появятся нотки федерализации По сути, партия «Голос» являет собой гибрид «Самопомочі» Андрея Садового и «Слуги народа» президента Владимира Зеленского

Съезд партии Святослава Вакарчука «Голос» засвидетельствовал, что новая политсила, претендующая на попадание в парламент, не слишком-то и нова. Нет, новых персоналий для украинской политики там хватает, но есть ощущение некой вторичности проекта «Голос».

По сути, «Голос» Вакарчука являет собой гибрид «Самопомочі» Андрея Садового и «Слуги народа» президента Владимира Зеленского, и это притом что на момент съезда «Голоса» оформленной и представленной общественности партии комика еще не существовало. Тем не менее влияние новых трендов, связанных с оглушительным политическим успехом популярного кавээнщика, чувствуется в «Голосе» особенно отчетливо.

Это в первую очередь «новые лица», без действующих нардепов и с минимумом людей, известных широкой общественности. К широко известным из представленных Вакарчуком кандидатов можно отнести разве что антикоррупционера-общественника Ярослава Юрчишина, журналиста Сергея Рахманина да коллегу Зеленского (до того, как последний стал президентом) юмориста Сергея Притулу. Правда, шоумен оказался в списке аж на 30-м месте, которое, учитывая нынешние рейтинги «Голоса», на проходное никак не тянет. Видимо, Сергей не слишком-то хочет работать в парламенте, но готов помочь Вакарчуку на стадии избирательной кампании. При этом его место в хвосте третьего десятка должно стать своеобразной политической рекламой. Раз такой известный и популярный человек так далеко от начала списка, значит, как минимум 30 депутатов Вакарчук в Раду проведет.

Все остальные кандидаты – люди очень позитивные, современные, молодые, продвинутые и проевропейские, но от высшей политической лиги очень далекие. Можно сказать, что команда Вакарчука косплеит команду Зе, только с неким интеллектуальным галицким лоском, что роднит новый проект уже с «Самопоміччю» Садового. У Вакарчука, взявшего от Зеленского новизну, молодость, задор и модность, а от Садового интеллигентность, патриотизм, склонность к рефлексиям и долгим рассуждениям о судьбах Родины, получилась такая себе команда Зе для умных.

В интеллектуальности и интеллигентности «Голоса» ничего плохого, разумеется, нет. Но за всем этим внешним лоском постоянно терялась суть. Во время съезда Вакарчук уделял так много внимания жаре, духоте и тому, как он сильно вспотел (на середине мероприятия даже сорочку поменял), что невольно складывалось ощущение второстепенности политических вопросов.

Как бы там ни было, съезд успешно состоялся, список единогласно одобрен (как и 70 кандидатов в мажоритарных округах). Амбиции сделать партию на века, которая будет строить Украину и после физической смерти нынешних членов партии, а на ближайших выборах взять сразу сотню мандатов, озвучены.

При этом «Голос» не отказал себе в удовольствии предложить себя избирателям в качестве некоего объединителя демократических и проевропейских сил. В первую двадцатку списка голоса вошел лидер Украинской галицкой партии Роман Лозинский, а со сцены было объявлено, что УГП решила разделить идеи «Голоса» и влиться в партию Вакарчука. Правда, на официальном сайте партии про слияние с Вакарчуком ничего не говорят, ограничившись лишь политическим партнерством. Тем не менее более десятка членов УГП пойдут на выборы от «Голоса» в мажоритарных округах.

Само по себе объединение – вещь для Вакарчука, конечно, полезная, но вот партнер для такого объединения выбран, мягко говоря, не самый удачный. Галицкая партия, как нетрудно догадаться из названия, политпроект региональный, представленный на нынешнем этапе в местных представительских органах. В частности, четыре ее представителя прошли в Львовский горсовет, а саму партию связывают с мэром Львова Андреем Садовым. Но настораживает в первую очередь не это. Дело в том, что за УГП закрепилась стойкая слава людей, симпатизирующих «галицкому сепаратизму».

В лоб, разумеется, идеи отделения Галичины новые партнеры Вакарчука не озвучивают, а вот децентрализация занимает в риторике партии ключевое место. Да и вообще, поразмышлять об уникальности галичан и их отличии от других украинцев в УГП очень любят. Чтобы не быть голословными, приведем несколько цитат из высказываний «списочника» Лозинского. Статья «Кто такие галичане и почему они становятся сепаратистами» была написана в далеком 2001 г. и уже удалена с сайта, но ее без труда можно отыскать в кэше «Гугла». «Самым реальным для Галичины является все-таки не путь сепаратизма, а путь федерализации Украины. На этом пути Галичина может рассчитывать на поддержку других регионов Украины. Кроме того, в Украине существуют экономические и общественные проблемы, которые без предоставления широких полномочий регионам вообще довольно трудно решить», – утверждал Лозинский много лет назад.

Но и сегодня на сайте УГП можно найти достаточно высказываний, не столь радикальных, но с намеками на особенную роль Галичины: «Галичины политически не существует. Мы, галичане, не имеем ни своей партии, ни элиты, заботясь о нашем регионе и представляя его интерес… Галичина сейчас не имеет ни определенных собственных интересов, ни выразителей этих интересов. Наш край отодвинут на маргинес, он становится резервацией – экономической, политической и прежде всего духовной».

Так что далеко не факт, что союз с сомнительной партией пойдет на пользу политпроекту Вакарчука.

Да и в целом ни съезд, ни список партии «Голос» ничем не удивили. В первую очередь не удивили новыми смыслами. На популярности рок-звезды и хороших вложениях в рекламу попасть в парламент, конечно, можно, но пока Вакарчук ничего нового, кроме латентного галицкого сепаратизма, не предложил. А деолигархизацию, борьбу с коррупцией, новые лица и решительные перемены предлагают все без исключения конкуренты «Голоса».


Виталий Дяченко / Деловая столица
Поділіться цим