четвер, 21 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Спонсоры терроризма: Как россияне пытаются затянуть суд в Гааге Международный суд ООН вынесет вердикт до конца 2019 года. После Россия получит еще одну возможность затянуть процесс

Украина и Россия спустя два с половиной года напряженной работы после подачи иска встретились 3 июня в Международном суде ООН. Иск Украины к РФ относится к нарушению сразу двух международных конвенций — о борьбе с финансированием терроризма (ICSFT, поддержка боевиков ЛДНР) и о ликвидации всех форм расовой дискриминации (CERD, преследование крымских татар и украинцев на оккупированном полуострове). Еще в апреле 2017 г. Международный суд ООН утвердил временное постановление с призывом к Москве прекратить расовую дискриминацию крымских татар и этнических украинцев в оккупированном Крыму. Однако тогда суд не удовлетворил просьбу украинской стороны обязать Москву прекратить поддержку боевиков на Донбассе.

В понедельник, 3 июня, стартовали публичные слушания, которые продлятся до 7 июня. Первый раунд — 3-4 июня, второй раунд слушаний — 6-7 июня. Они проходят в большом зале Дворца мира (построенном 100 лет назад на средства американского промышленника Эндрю Карнеги) официальной резиденции Международного суда ООН и Постоянной палаты третейского суда, которая находится в центре Гааги.

Кто представляет Украину

Возглавляет делегацию заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль. Кроме нее, интересы Украины будет защищать и представлять целая команда маститых специалистов по праву из США и Франции: профессор международного права из Йельского университета Гарольд Хонджу Кох; профессор Университета Париж Нантер, генсек Академии международного права в Гааге Жан-Марк Тувена; представители вашингтонской юридической фирмы Covington&Burling LLP Марни Чик, Джонатан Гимблетт, Дэвид Зайонтс, Кловис Тревино, Владимир Шкилевич, Джордж Маки, Меган О`Нил, Энджела Гаска, Ребекка Муни. Также в Гааге сейчас находятся и. о. директора департамента международного права МИД Украины Оксана Золотарева, советник министра иностранных дел Тарас Качка, зампредставителя Украины при ЕС Роман Андарак, глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, заместитель начальника Главного следственного управления СБУ Богдан Тиводар.

Кто представляет Россию

Глава делегации РФ — посол по особым поручениям российского МИДа Дмитрий Лобач. Компанию ему составили уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Григорий Лукьянцев. Что примечательно, по другую сторону баррикад оказались коллеги Тувены из университета Париж Нантер — профессор Матиас Форту и почетный профессор Алан Пюле. Кроме того, в «российской команде» находится юрист, защищающий Кремль еще с 2017 г. — Сэмюэл Уордсворт из Судебной палаты Эссекса (Великобритания), член Английской и Парижской коллегий адвокатов.

Из иностранных специалистов также присутствуют профессор международного права из Университета Потсдама (Германия) Андреас Циммерманн, член Английской коллегии адвокатов Шон Огей, консультант по международному праву Тесса Барсак, доктор юридических наук Жан-Батист Мерлен, Майкл Свэйнстон из Судебной палаты Брика (Великобритания).

Кому слово

Первой — 3 июня — на слушаниях начала выступать российская сторона, поскольку, как пояснила Оксана Золотарева, у «страны-ответчика есть право оспорить юрисдикцию суда и разделить слушания на две части, тем самым растягивая время до перехода к рассмотрению по существу», чем РФ и воспользовалась.

«Мы выполнили все условия досудебного урегулирования спора, а именно, провели необходимые переговоры с Россией, не придя к соглашению. По первой конвенции это означало бы прекращение поставок Россией оружия, которое используется для совершения террористических актов, а по второй конвенции — возобновление работы Меджлиса в Крыму, украинских и крымскотатарских СМИ, восстановление права украинцев и крымских татар на проведение мирных собраний и образование на родном языке», — рассказала Золотарева.

Согласно стенограмме выступления представителей РФ, опубликованной на сайте суда, российская сторона не сказала ничего нового и во всех смертных грехах винила Украину, в том числе в утрате Крыма и появлении на Донбассе фейковых республик. А началось все, как заявил Лобач, якобы с «насильственного переворота» в 2014 г. в Киеве. Результатом чего российский дипломат видит, к примеру, решение Украины разорвать Договор о дружбе с Россией 21 сентября 2018 г. Вообще же выступления и Лобача, и того же Уордсворта имеют целью как оспорить юрисдикцию Международного суда, так и максимально затянуть процесс.

В целом же тезисы, ими озвучиваемые, уже систематизировала, вычленив их из целого бассейна (250 страниц текста) словоблудия представителей РФ, после вчерашнего заседания суда Елена Зеркаль. Аргументы российской стороной, по ее словам, приводятся следующие:

1. У Международного суда ООН нет юрисдикции рассматривать заявления Украины об агрессии, оккупации, нарушениях Устава ООН, а потому Украина стремится обойти эти ограничения юрисдикции и искусственно пытается втиснуть упомянутые нарушения в юрисдикцию двух конвенций.

2. Все нарушения, о которых заявляет Украина, совсем не нарушения: никакого терроризма, его финансирования и преследований.

3. Украина вела себя недобросовестно в попытках мирного урегулирования спора, перед тем как обратиться в суд. То есть это все те же стандартные обвинения Россией Украины в нарушении «Минска» и прочих договоренностей.

Аргументы Украины

Все письменные объяснения — 200 страниц — в рамках дела Киев подал 14 января. Парировала же юридические выпады россиян украинская делегация во вторник, 4 июня.

Первой выступила Елена Зеркаль. После этого слово взял профессор Тувена, перед которым была задача подробно объяснить заявления Украины о нарушении Россией своих обязательств по Конвенции о борьбе с финансированием терроризма. В частности, речь пойдет о том, что конвенция обязывает РФ предотвращать финансирование терроризма любыми лицами.

Марни Чик из вашингтонской юрфирмы поднял вопрос некорректности российского толкования состава преступления «финансирование терроризма» и обратил внимание судей на фактологические манипуляции России в отношении актов терроризма, на которые ссылается Украина в своем меморандуме. Коллега Чик из той же компании — Дэвид Зайонтс — свое выступление посвятит соблюдению процедурных требований ICSFT.

Профессор из Йеля Гарольд Хонджу Кох затронул вопрос многочисленных нарушений оккупантами CERD — Конвенции о расовой дискриминации. И последним выступил Джонатан Гимблетт, который на пальцах пояснил, что «Украина должным образом поняла статью 22 этой конвенции, когда подала дело в Международный суд ООН».

Когда ждать решения

Вердикт, но по возражениям РФ относительно иска (оспаривание юрисдикции и т. д.), а не по иску в целом, Международный суд ООН вынесет до конца 2019 г. После Россия получает еще одну возможность затянуть процесс — ей дается 13 месяцев на принятие меморандума относительно рамок своей правовой позиции.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим