Фактическое отсутствие реакции Кремля на призывы Зеленского к обмену пленными – на фоне энтузиазма представителей «Л-ДНР» – свидетельствует о том, что новоизбранного президента подталкивают к прямому диалогу с сепаратистами. Точнее, к разговору с Москвой, в котором у Украины будут обязательства, а у России – нет.
На фоне многочисленных новостей про инаугурацию и планы новоизбранного президента Украины – ровно как и про скорую парламентскую кампанию – реакция России на заявления Зеленского как-то потерялась. Возможно, потому, что на самом высоком уровне ее, фактически, не было. Это если не считать выдержанного в хамском тоне заявления Пескова о том, что Путин поздравит Зеленского не с инаугурацией, а с первыми успехами после нее.
Впрочем, министр иностранных дел России Сергей Лавров все-таки смог сказать что-то осмысленное на эту тему. В частности, он призвал новоизбранного президента Украины Владимира Зеленского вести переговоры «по-христиански». «Было бы правильно, по-христиански, начать с положений документов (Минских соглашений – ред.) про обмен задержанными по принципу «всех на всех», – сказал Лавров. И оставил без внимания удаленность (если не противоположность) терминов «Лавров» и «христианство».
Можно констатировать, что российский министр ограничился призывом к Украине, но ни слова не сказал о готовности к переговорам со стороны своего собственного ведомства. Что, очевидно, намекает на тот факт, что политзаключенных Кремля – ровно как и захваченных в плен моряков, в списки обмена Кремль включать не собирается. Разве что переговоры о них вместо Лаврова будут вести сепаратисты.
А вот, собственно, самопровозглашенные «республики» откликнулись на речь Зеленского куда живее. О поддержке предложения заявила Дарья Морозова, «омбудсмен ДНР», которая сказала, что ожидает от представителей Киева «конкретных предложений и полных списков». С практически аналогичным заявлением выступил и глава «МИД ЛНР» Владислав Дейнего. По его словам, самопровозглашенная республика «постоянно настаивает» на проведении обмена в формате «всех на всех».
«Как промежуточный шаг годится обмен «всех установленных на всех установленных», как способ приближения к идеалу «всех на всех». Луганск никогда от этой позиции не отступал, настаивал и продолжает настаивать. Но то, что для Зеленского это новость и то, что он только сейчас это начинает понимать, наверное, это хорошая тенденция», – добавил малопонятный комментарий чиновник сепаратистов.
Из всего этого проистекают два ключевых момента. Первый заключается в том, что Россия явным образом подталкивает Украину к прямым переговорам с сепаратистами для достижения тактической цели – обмена пленными. Если учесть тот факт, что по социологическим данным (правда, опубликованными социологической группой «Рейтинг», что накладывает свой отпечаток на степень доверия) 55% украинцев готовы допустить переговоры с сепаратистами, а новоизбранный президент задекларировал достижение такого результата своей первоочередной задачей, то начало переговоров представляется вполне возможным. На что и рассчитывают в Кремле, где четко понимают, что Украина, ведя переговоры в подобном формате, оказывается в ловушке. Поскольку представители Киева вынуждены нести ответственность за свои слова и обещания. А вот представители Кремля, которые контролируют каждое слово, публично сказанное относительно сепаратистов, могут в любой момент свои обещания ломать. Поскольку дают эти обещания не они, а «представители республик».
Более того, в Кремле, не исключено, готовы даже пойти на обмен пленными ради того, что «легитимизировать» формат переговоров «Украина – сепаратисты». После чего рассматривать этот формат как единственно возможный при дальнейших переговорах об условиях мира. И исключив из этих переговоров как Германию с Францией, так и любую ответственность России. Нехитрые «гибридные двухходовки», от которых, надо отдать должное, Петр Порошенко всегда держался в стороне, снова всплыли в политическом пространстве.
А второй момент заключается в том, что неконкретность и расплывчатость российской стороны недвусмысленно указывают на то, что и в дальнейшем существуют «нюансы в подходах в определении формата «всех на всех». Так, несколько месяцев назад, тот же Песков озвучивал нежелание России включать в обменные списки украинских политзаключенных на России. Похоже, эта позиция осталась неизменной. Что в сумме дает достаточно четкую и недвусмысленную картину. Москва не собирается начинать адекватные переговоры об обмене всеми пленными, а пытается, пользуясь добрыми, но не слишком реалистичными обещаниями нового президента втянуть его в игру, где у него не будет ни одной сильной карты.
Тарас Паньо / Depo.ua