четвер, 25 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

65 млн для Климкина: Удастся ли Зеленскому соблазнить министра Порошенко Главное не смыслы – главное настрой электората. И Владимир Зеленский этот настрой уловил правильно

От Николаева до Кривого Рога каких-то 180 км. Даром что на их преодоление нужно убить больше четырех часов – рядом. Так вот, если бы я даже не знал, откуда Владимир Зеленский родом, благодаря его инаугурационной речи я бы наверняка заподозрил в нем земляка. А то и родственника: очень уж она мне о детстве напомнила. Много лет назад, когда моя сестрица только училась готовить, мама ее поощряла – главное, мол, не как приготовлено, а как подано. А дед, хитро прищурившись, под недовольное ворчание бабы полушутя-полувсерьез наставлял уже меня: на последний рупь гульнуть надо так, чтобы все вокруг думали, что у тебя за пазухой еще как минимум тыща, слава дороже стоит.

«У Зеленского» (ТМ) эти рекомендации будто подслушали – настолько четко следовал им президент в своей инаугурационной речи. Ведь «у Зеленского» прекрасно осознают: что бы там ни говорили рекламисты некой транснациональной корпорации, пока ты не один в пустыне, имидж – все. И ради имиджа можно много чего наговорить, не беспокоясь о последствиях:

— На первой же минуте речи упомянуть о президентских амбициях (для – в силу малолетства) собственного сына.

— Отметить, что коль скоро он всенародно избран, значит, всему народу и расхлебывать. Впрочем, подать это можно и куда тоньше – в духе Хайнлайна: «ты – Бог», чувак!

— Заявить, что войну нам заканчивать, хоть мы не начинали (отличный эпизод для «Слуги народа», кстати: крупным планом палец на красной кнопке ядерного чемоданчика, на экране координаты Кремля).

— С видом бывалого софиста изречь, что невозможно утратить то, что и так твое (на этих словах память почему-то подбрасывает сюжет с незадачливым американским угонщиком, который не сумел разобраться с механической коробкой передач европейского спорткара). Сразу и не поймешь, то ли попытка обрисовать наш собственный гибридно-сакральный Херсонес (как там с путинским копирайтом?), то ли откровенное признание, что недвижимости Зеленских в Крыму ничто не угрожает. И еще непонятно, как невозможность потерять оккупированную территорию соотносится с потерей сознания тех, кто на ней живет.

— Можно попросить на выход Кабмин, например. И потребовать от парламента одновременно и содействия, и роспуска. Юридические обоснования и прочая казуистика в этом бурлеске, разумеется, неуместны. В конце концов, как говаривал французский король Филипп IV Красивый (хотя, учитывая обстоятельства – Красавчик!), «Я демонстрирую волю, а для обоснования моих решений есть юристы». Кстати, это тот самый монарх, которому принадлежит ноу-хау создания карманных парламентов.

— Можно настойчиво предложить, чтобы чиновники вместо портретов президента вешали в красном углу фотографии своих детей. И смотрели им в глаза, прежде чем что-либо замутить. Прекрасная, я считаю, мотивация для коррупционеров: теперь у них не только в сердце, но и перед глазами всегда будут светлые образы тех, кому они пытаются, не считаясь с рисками, обеспечить безоблачное будущее на Ибице и оксфордский диплом. В общем, как гласит легенда о происхождении одного очень популярного слова из четырех букв, блудите, король (на сей раз английский) не просто согласен, но даже приказывает.

Здесь еще придираться и придираться, но главное не смыслы – главное настрой электората. И Владимир Зеленский этот настрой уловил правильно. И если чутье ему не изменит в дальнейшем, то он без труда продаст публике и образ сильного государя (недаром же, предугадывая его желание, глава СБУ подал в отставку еще до того, как ее потребовал президент-инаугурант), и образ хорошего царя при плохих боярах. Особенно если оные бояре по злокозненности и недомыслию спокойно досидят остаток каденции, игноря его требования.

Впрочем, нельзя, разумеется, не признавать и позитива. Так, учитывая показательно невысокий уровень иностранного представительства на инаугурации (да не обидятся президенты всех трех балтийских «тигров» и двух гордых горных республик), политику внутреннюю «у Зеленского» (ТМ) будут всеми силами отделять от международной, а последняя, по всей видимости, будет кулуарным делом избранных. И это правильно — тем более с учетом формы, которую обрела пикировка с Белым домом вокруг поста генпрокурора (инаугурационное «в отставку!» стало блестящим, хоть, возможно, и не финальным ответом трампову конфиденту Рудольфу Джулиани, «обеспокоенному» судьбой Юрия Луценко).

Правильно и очевидное обхаживание «у Зеленским» (ТМ) Павла Климкина, в чем последний признался в эфире «1+1»: у нас, мол, было несколько «суперских» бесед. Таким образом, глава МИДа является единственным человеком из обоймы Петра Порошенко, которого склоняет к сотрудничеству новый президент. И он, вполне возможно, еще окажется в команде Зеленского. Причем совсем не обязательно, что после выборов: кому, как не Павлу Анатольевичу, знать, что политика есть искусство возможного. И потом, его репутация на международной арене окажется для команды Зеленского отнюдь не лишней. Причем в контексте как межправительственных связей, так и в смысле контактов с диаспорами – если слова президента о 65 миллионах украинцев являются программой, а не фигурой речи.

Очень хочется верить в первое. Ведь с одной стороны, здесь нетрудно увидеть парафраз путинского «Россия не имеет границ» – Украина тоже выходит на глобальный уровень. Впрочем, тот же подход уже давно освоили почти все наши соседи – Венгрия, Румыния, Польша. С другой – это явная актуализация вопроса о двойном гражданстве. Сам Климкин этот посыл, к слову, считал очень четко – и его ответ определенно усилил переговорную (или предвыборную) позицию: в отношении РФ вопрос можно будет решать только после деоккупации Крыма и Донбасса. Без задней мысли о капитуляции с ним трудно не согласиться. Вот только слова Зеленского «Я готов на все […] чтобы наступил мир», сейчас интерпретировать трудно. Да и продолжающаяся традиция инаугурационных конфузов (сползшее с бархатной подушки преЗЕдентское удостоверение пополнило компанию ленивого голубя Ющенко, агрессивных дверей Януковича и обморочного солдата Порошенко)… Впрочем, воздержимся от мистики.


Алексей Кафтан / Деловая столица
Поділіться цим