На прошлой неделе около 100 пророссийски настроенных граждан устроили шествие по Аллее Славы в Одессе по случаю 75-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Участники шествия под российскую музыку прошли к Вечному огню, выкрикивая «Одесса – город-герой» и «Вон из Одессы, бандеровские бесы». У одного из мужчин увидели георгиевскую ленту. Ее пытались забрать сотрудники правоохранительных органов, но он начал убегать. Мужчину и его сына, который хотел помешать полиции, задержали.
Кто-то скажет: сотня «ватников» погоды не сделает. Однако взглянем на это событие под иным углом зрения. По итогам голосования 31 марта в Одесской области Петр Порошенко набрал всего 9,08%, это один из худших его результатов по стране. Зато Владимир Зеленский получил значительное большинство в девяти из 11 территориальных избирательных округов в регионе, еще в двух победителем стал Юрий Бойко. В двух округах Порошенко не попал в тройку лидеров. Неудовлетворительные результаты у действующего главы государства и в других юго-восточных регионах. Эксперты считают, что высокие показатели Зеленского и Бойко в этих областях объясняются легко – произошла мобилизация электората бывшей Партии регионов. В обоих кандидатах избиратели увидели своих, отсюда и итог голосования.
Но надо понимать, что в случае победы Зеленского поддержавший его избиратель юга и востока потребует сатисфакции. Причем не так на антикоррупционном фронте, как именно на гуманитарном. Пять лет эти люди ожидали возможности отомстить за украинизацию, потому не преминут напомнить Зе, кому он обязан. Сегодня от команды Зеленского уже звучат сигналы, которые в патриотической среде истолковывают как вероятность отката от нынешней политики в гуманитарной сфере. А это не только язык и церковь, но и множество символических вещей – именно при Порошенко парламент узаконил приветствие «Слава Украине» в Вооруженных силах и органах МВД, а гимн ОУН стал маршем украинской армии.
И если у Зеленского в случае победы попытаются не делать резких телодвижений, по крайней мере до парламентских выборов, то у них ничего не получится. С одной стороны, к реваншу будут призывать «ватники», заждавшиеся своего часа. Как минимум они потребуют отмены языковых квот. С другой – президентство Зеленского ожидаемо мобилизует проукраинских политиков – от национал-демократов до радикальных националистов. В то же время в орбите команды Зе вертятся люди, которые в глубине души мечтают о запрете деятельности украинских националистов. Не «Нацдружин» с их панславизмом, а именно националистов, которых могут обвинить в фашизме и антисемитизме. Не исключено, что эти люди будут подобную тему активно лоббировать.
Проще говоря, вынести за скобки веру и украинский язык не выйдет. Потому Зеленскому придется делать выбор – либо он продолжает политику Порошенко в гуманитарной сфере и теряет электорат юга и востока, либо делает ставку на этот электорат, но при этом резко отходит от политики украинизации.
И первым серьезным испытанием для Зеленского в той сфере, о которой мы говорим, станет уже 9 мая. Можно предположить, что в этом году на волне реваншистских настроений мы увидим на улицах украинских городов не сотню «ватников» с георгиевскими ленточками, как в Одессе, а многолюдные шествия «Бессмертного полка». В ответ на это – протесты патриотических сил. И Зеленскому придется реагировать. Точно так же, как и на все последующие даты и события, связанные с идеологическими разломами в исторической памяти.
Как тут не вспомнить, что Виктор Янукович поначалу тоже пытался не ломать гуманитарную политику своего предшественника Виктора Ющенко, но потом были закон Кивалова-Колесниченко, «антифашистские» марши под эгидой Партии регионов, а в итоге – Майдан и антимайдан.
Деловая столица