Последняя часть расследования о коррупции в «Укроборонпроме», посвященная роли правоохранителей в этом скандале, примечательна в первую очередь тем, что одной из главных мишеней журналистов стало Национальное антикоррупционное бюро, являющееся для большинства антикоррупционеров священной коровой
Общий смысл последней сенсации от «Наших грошей» сводится к достаточно простой формуле. В большинстве силовых структур уже давно знали о схемах с закупками для оборонной промышленности. Более того, по подозрению в противоправных действиях со стороны фигурантов расследования, речь идет о компании «Оптимумспецдеталь» с которой расследователи связывают Виталия Жукова, Андрея Рогозу и отца с сыном Гладковских, открывались уголовные производства, но все эти производства не расследовались должным образом до того, как благодаря программе Бигуса не разразился скандал.
При этом правоохранителей обвиняют еще и в том, что те брали взятки от фигурантов журналистского расследования, суммы исчисляются десятками тысяч долларов и именно поэтому как минимум не спешили с выведением участников схем на чистую воду. Что касается конкретных силовых структур, то, как утверждают расследователи, «за годы функционирования схемы Гладковского, Жукова, Рогозы в этой стране не осталось органа, который еще не брался за схемы мальчиков. Налоговая, Нацпол, прокуратура, НАБУ. Все они начинали и или прятали, или спускали расследование на тормозах».
В качестве доказательства того, что все вышеперечисленные расследования «скисали не бесплатно», приводится снова-таки полученная из анонимного источника переписка фигурантов, где те якобы обсуждают суммы заносимых денежных средств.
Особое место в расследовании среди всех силовых структур занимает НАБУ, хотя вменяемые ей в вину правонарушения по масштабам явно меньше того, в чем обвиняют ГПУ, СБУ и других. НАБУ, по мнению расследователей, незаконно убрала фирму «Оптимумспецдеталь» из перечня компаний с признаками фиктивности. Сделал это якобы заместитель директора НАБУ Гизо Углава. Последнего многие называют этаким серым кардиналом в НАБУ, который поддерживает прямой контакт с США и которым напрямую подотчетен.
Углава получил известность в качестве молодого реформатора органов прокуратуры в Грузии во время президентства Михеила Саакашвили. Он работал прокурором Западной Грузии, прокурором Аджарии и дослужился до заместителя главного прокурора Грузии. Однако через неделю после выборов в Грузии 2012 г. Углава подал в отставку, а в феврале 2013-го он возглавил собственную юридическую компанию Legal Consulting and Services, с помощью которой он спасал членов команды Саакашвили. Одним из последних дел Углавы была защита экс-мэра Гиги Угулавы, обвиняемого в растратах и отмывании денег, и арестованного в июле 2014 г.
В 2014-м Углава в составе команды «грузинских реформаторов» приехал в Украину, получил гражданство и в 2015-м стал заместителем директора НАБУ. На своей должности Углава старается быть максимально непубличным, что тем не менее не помешало ему заработать образ серого кардинала бюро.
Последняя серия скандального расследования «Наших грошей» примечательна как раз тем, что, кроме удара по всем правоохранительным органам Украины, которым, честно говоря, к обвинениям в коррупции не привыкать, это еще и удар по позициям США в Украине, которые к новым антикоррупционным органам вообще и НАБУ в частности относятся с особенным трепетом и доверием.
Чем же обернется для американских протеже Сытника и Углавы главный украинский политический скандал президентских выборов? Коррупционные обвинения в адрес главных антикоррупционеров страны могли бы означать для них конец карьеры в НАБУ, но в украинских политических реалиях это крайне маловероятно.
Уволить Сытника с должности политическим решением сейчас невозможно. Единственным основаниям для такого увольнения может быть неудовлетворительный результат аудита НАБУ, но после отставки одного из аудиторов Павла Жебривского и без того не двигавшийся процесс аудита окончательно остановился на неопределенный термин. Оснований же считать, что материалы журналистского расследования станут предметом расследования уголовного дела и дойдут до суда, где в отношении Сытника будет вынесен обвинительный приговор (последнее тоже может быть основанием для его отставки), также практически нет.
Что бы ни мотивировало команду Бигуса обвинять НАБУ, эти обвинения вряд ли будут подхвачены украинской властью. И хотя к НАБУ, Сытнику и Углаве мало кто из украинской политэлиты испытывает симпатию, серьезно развивать тему расследования тоже вряд ли кто-то решиться. Просто из-за нежелания лишний раз раздражать США. Не слишком будут стараться расследовать роль НАБУ в схемах с «Укроборонпромом» и в ГБР. По той же причине.
Сам же Сытник, понимая все это, скорее всего, даже не будет пытаться как-то оправдаться или объясниться с общественностью. Ведь для него намного выгоднее будет просто проигнорировать скандальное расследование, тем более что главное внимание общественности в этом деле приковано все же не к НАБУ, а к президенту Порошенко и силовым структурам его вертикали – СБУ и ГПУ. Так что Сытник, скорее всего, просто промолчит, и за тот небольшой срок, что остался до выборов для него ничего не изменится.
Виталий Дяченко / Деловая столица