субота, 14 вересня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

За какие «реформы» Януковича в армии ответит генерал Замана Экс-главкому во всех деталях придется вспомнить, как на его глазах и при непосредственном участии уничтожали армию Украины

При Верховном Главнокомандующем Януковиче армия целенаправленно разваливалась руководством сразу по нескольким направлениям. Для придания уничтожению армии признаков законности 29 декабря 2012 г. СНБО предложил, а Янукович одобрил Стратегический оборонный бюллетень Украины и утвердил Концепцию реформирования и развития Вооруженных сил на период до 2017 г. Их разработали в развитие положений новых редакций Военной доктрины и Стратегии национальной безопасности. Прошло полгода, и 29 мая 2013-го правительство одобрило проект Госпрограммы реформирования и развития ВСУ на период до 2017 г., 2 сентября эту программу утвердил своим указом Янукович. Программа, как и решение СНБО по ней, проходили под грифом «совершенно секретно».

Больше всего в «оптимизации» и «реформе» армии отличились министры обороны Дмитрий Саламатин и Павел Лебедев, а также главнокомандующие ВСУ Игорь Педченко и Владимир Замана. При них произошло резкое сокращение войска, расформирование Объединенного оперативного командования и армейских корпусов.

В частности, и. о. министра обороны в 2014 г. Игорь Тенюх отмечал, что штатное количество служащих сократили до 160 тыс., а в 2012 г. Лебедев планировал, что до конца 2015 г. в ВСУ будут служить 60 тыс. военных.

Согласен с ним и генерал Виктор Назаров. Он утверждает, что велась работа по уничтожению наиболее боеспособных органов управления ВСУ, так что в Сухопутных войсках, кроме двух штабов «Север» и «Юг», больше ничего не осталось. То есть вся территория страны была разделена на две части по линии Сумы-Одесса. Причем сначала они назывались «Запад» и «Восток», но в аппарате СНБО настояли на замене.

Как много раз замечали военные специалисты, оперативное командование «Юг» по своим очертаниям очень напоминало так называемую «Новороссию», а это четко вписывалось в кремлевскую концепцию «нового русского мира». Фактически то, что попало в ОК «Юг», судя по всему, готовилось стать «Вооруженными силами Новороссии», а ОК «Север» должно было остаться в той Украине, которая планировалась агрессором как некое буферное государство со странами НАТО. По такому разделению оперативных командований просматривался не только раздел территории Украины по степени влияния и превалированию сторонников «русского мира» в этих регионах, но и разделение вооруженных сил по идеологическому признаку.

Кроме того, в 2011 г. было расформировано объединенное оперативное командование, которое до того просуществовало пять лет и имело опыт управления миротворческими контингентами и, самое главное, реальными войсками. Затем было принято решение о расформировании управления 8-го армейского корпуса быстрого реагирования, и в сентябре 2013-го там началось постепенное сокращение личного состава.

Аналогичная ситуация была в органах управления Воздушных сил. Там доживали последние дни воздушные командования, которые предполагалось переформатировать в так называемые «центры управления и оповещения».

Павел Лебедев не раз выражал уверенность в том, что 122-тысячной армии Украины вполне хватит, ведь на нее якобы никто не собирается нападать.

«По оценкам экспертов, в ближайшие семь лет территориальной целостности Украины ничто не угрожает. Однако возможны территориальные конфликты, продиктованные экономическими мотивами. Впрочем, мне не хотелось бы называть конкретные государства, способные решить такой конфликт», – говорил министр. Он утверждал, что руководство понимает, в каком окружении находится Украина, и, именно исходя из этих оценок, было принято решение о численности армии в 122 тыс. человек.

Под государством, способным развязать территориально-экономический конфликт с Украиной, Лебедев имел в виду вовсе не Россию, а Румынию и конфликт по шельфу и острову Змеиный, хотя Украина закрыла эту тему в суде несколькими годами ранее. А об отношениях с Россией и ситуации с Черноморским флотом Лебедев заявил: «Наши отношения строятся на дружбе. И когда россияне поднимают какие-то вопросы, главная условие – чтобы с нашей территории не было какого вооруженного конфликта, если это будет выполняться, то наши отношения так и останутся дружественными «, – и, вероятно, не лукавил – он действительно так думал.

Равнозначной сокращению войска и его «обезглавливанию» была тотальная распродажа вооружения, военной техники и военного имущества. Цифры впечатляют – за 2010-2014 гг. только танков было распродано 477 единиц, для сравнения: в боевом составе Бундесвера на конец 2015 г. было всего 225 танков. Другой бронетехники (БМП, БТР) при Януковиче продано 330 единиц, из состава Воздушных сил было продано 94 самолета и БПЛА, 145 вертолетов, стрелкового оружия продано почти 740 тыс. единиц, ракетно-артиллерийского вооружения продано почти 6 тыс. единиц, автомобилей – 3016.

По периодам распродажа армии выглядела так: Михаил Ежель продал военного имущества на 600 млн грн, в том числе танки – 340 единиц, БМП/БТР – 191, вертолеты – 51, самолеты, БПЛ, планеры – 31. Дмитрий Саламатин продал на 250 млн грн, в том числе танки – 86, БМП/БТР – 89, вертолеты — 85, самолеты, БПЛ, планеры — 36. Павел Лебедев продал имущества на 217 млн грн, в том числе танки – 51, БМП/БТР – 50, вертолеты – 9, самолеты, БПЛ, планеры – 27. Кроме того, за период правления Януковича на 17 предприятиях – участниках концерна «Укроборонпром» «исчезли» 189 автомобилей и бронетанковой техники, разукомплектовали 440 единиц авиационной артиллерийской и другой техники.

Сокрушительный удар по репутации украинской оборонки нанесла история с поставками отечественных БТРов в Ирак. Она имела крайне неприятное для Украины завершение: в конце концов Ирак отказался от украинских бронетранспортеров. В феврале 2013-го иракская сторона обвинила украинских производителей в срыве срока поставок и низком качестве продукции (Украина поставила в Ирак 88 единиц техники с предусмотренных контрактом 420). В январе 2014-го иракская сторона вернула Украине партию из 42 БТР-4, доставленную на базу в городе Таджи под Багдадом, мотивируя это наличием трещин в бронированных корпусах техники.

К сожалению, львиная доля этих «распродаж» была абсолютно легальной, обоснованной соответствующими правительственными решениями, а потому с юридической точки зрения определить состав преступления будет непросто.

Во всем этом «празднике жизни» участвовал арестованный позавчера экс-начальник Генштаба в 2012-2014 гг. Владимир Замана. По сути, его вина состоит в том, что он слепо выполнял приказы высшего руководства, которые вели к снижению обороноспособности армии, и молчал об этом вплоть до своего увольнения Януковичем.

После Майдана он разоткровенничался о том, что происходило 15-18 февраля в Киеве. «Лебедев постоянно требовал ввести в Киев армию, мы категорически отказывались, ссылались на закон. У нас было много разговоров с Лебедевым. Ну, как разговоров… Еще немного – и поубивали бы друг друга», – утверждает арестованный генерал.

Говоря об этом, он упоминает практически всю верхушку руководства Украины, которой он «геройски сопротивлялся» в одиночку. В частности, он называет заместителя главы Администрации президента Андрея Портнова, главу СБУ Александра Якименко, генпрокурора Виктора Пшонку, которые требовали немедленно ввести в столицу войска, а «юридический гений» Портнов даже пытался внести в закон поправки, но Верховная Рада в то время уже не работала.

В итоге 18 февраля Замана якобы отказался применить силу к митингующим на Майдане и положил рапорт об увольнении с должности, чем выиграл время для участников протестов, которые смогли перегруппироваться и получить необходимое подкрепление, в первую очередь дипломатическое.

При этом он утверждает, что прямого приказа от Верховного Главнокомандующего не было – ни устного, ни письменного. Генштаб получал приказы от Антитеррористического центра, куда входили и представители Минобороны. Как только главком получил приказ задействовать армию, он якобы отказался его выполнять, поскольку, согласно действующему законодательству, Вооруженные силы не могли быть привлечены «для ограничения прав и свобод граждан». После перевода с должности главкома в СНБО невыполненный Заманой приказ взялся исполнить адмирал Ильин.

В отличие от Ильина, Замана не уехал в Россию после Майдана, а тихо был уволен в запас летом 2014 г. и, видимо, считал, что вопросов у следствия по делу Януковича к нему не будет. Но теперь экс-главкому во всех деталях придется вспомнить, как на его глазах и при непосредственном участии уничтожали армию.


Вадим Денисенко / Деловая столица
Поділіться цим