Топовой темой последней недели февраля стала комбинация под условным названием «передача власти от президента Зеленского канцлеру Тимошенко». Сначала мы опишем суть схемы, затем упомянем ее выгодополучателей, а в конце оценим ее реалистичность.
Три шага до «счастья»
Условность здесь, прежде всего, в том, что для реализации этой комбинации нужно, чтобы Зеленский победил. Но допустим, что этот пункт выполнен. Тогда следующим пунктом идет внесение в Конституцию изменений, лишающих президента какого-либо влияния на исполнительную власть. Иными словами, преобразующих Украину в чисто парламентскую республику, где президент играет сугубо декоративную роль (зато ему разрешат выступать с творческими отчетами на корпоративах).
Этот пункт может быть реализован уже нынешним составом парламента. За соответствующий законопроект легко наберутся 226 (и даже 300) голосов уже в мае – если во втором туре победит кандидат Зе. И тогда в сентябре, в первые же дни осенней сессии, можно будет окончательно закрепить эти изменения в Конституции 300 голосами (если будет получен положительный вердикт Конституционного суда).
Президент Зе такой закон, конечно, подпишет. После этого настанет очередь третьего, завершающего пункта: парламент изберет канцлера, который в одном лице будет совмещать премьерские полномочия с теми, что были отобраны у президента. Главный претендент на роль канцлера – конечно же, Тимошенко.
Кого это осчастливит
Слухи о комбинации ЗеТ (Зеленский плюс Тимошенко) ходят уже довольно давно. Но теперь она уже обсуждается открыто. Тому послужили сразу несколько поводов.
В частности, сам Зеленский выступил 25 февраля с видеообращением, в котором предложил своим избирателям самостоятельно выбрать претендентов от его команды на главные должности в государстве. «Заходи на ze2019.com или в «Команду Зеленского» — и предлагай, кто, по твоему мнению, должен быть премьер-министром Украины, генеральным прокурором, главой СБУ, министром иностранных дел, министром обороны. Сделаем это вместе», — призвал он.
Перед этим официальный канал «Команда Зеленского» в Telegram провел зондаж мнения симпатиков Зе, запустив 21 февраля голосовалку «насчет такого варианта событий: президент Украины – Зеленский Владимир, премьер-министр – Тимошенко Юлия». Правда, результаты получились стремными: на утро 24 февраля из почти 17 тыс. проголосовавших 41% нажали опцию «не нужно» и еще 33% – «фу, ужас» (и только 5% оценили этот вариант как «супер», 13% – «нормально», 8% – «не знаю»). После этого голосовалку убрали, объявив ее фейком – дескать, вопрос не был согласован с Зеленским.
Почвой для разнообразных домыслов стало также интервью министра внутренних дел, члена политического и военного совета партии «Народный фронт» Арсена Авакова, который откровенно поддержал вышеупомянутую комбинацию (по крайней мере в ее втором пункте). «Считаю, если Зеленский победит на выборах, процесс перехода к парламентской республике будет ускорен. Это же декларирует и Тимошенко», – заявил Аваков «Зеркалу недели». Он не исключил, что необходимые изменения в Конституцию внесет уже нынешний парламент, и подчеркнул: «Даже этот парламент, на мой взгляд, готов поддержать парламентскую республику».
Конечно, сам Зеленский не является бенефициаром обрезания президентских полномочий по самое не могу. Однако в этом могут быть заинтересованы все те, кто не хочет второго срока Петра Порошенко, но с опаской смотрит на перспективу президентства Тимошенко. Это и Игорь Коломойский, и тот же Аваков, и ряд других влиятельных лиц. Для них может быть наиболее выгодным сделать Тимошенко не президентом, а премьером, причем на своих, а не на ее условиях.
Напомним, что лидер «Батьківщини» еще в июне прошлого года выдвинула концепцию «парламентской формы правления канцлерского типа», при которой президент вообще не нужен, а его полномочия отходят канцлеру. Тимошенко собиралась стать президентом и затем провести конституционную реформу через референдум, после чего планировала обеспечить своей партии победу на парламентских выборах – и на правах лидера этой партии стать канцлером.
Комбинация с президентом Зе, по замыслу ее авторов, умерит амбиции Тимошенко. Прежде всего, она не посидит в президентском кресле – туда усадят Зе. Кроме того, не она лично будет инициатором конституционной реформы, а депутаты из разных фракций и групп. Да и проводить эту реформу будет не Тимошенко через референдум, а парламент. Наконец, реформа будет прописана не так, как хочет лидер «Батьківщини», а так, как хотят выгодополучатели комбинации с Зе. В частности, снять канцлера будет очень легко, поэтому он/она будет жестко зависеть от правящей парламентской коалиции и не сможет встать над ней.
Препятствия на пути
Для реализации этой комбинации необходимы согласованные действия всех участников, включая Зе и Тимошенко. Со стороны Зе не должно быть препятствий – для него в общем-то привычно играть не в свою, а в чужую игру. Но совсем другое дело – Тимошенко. По сути, впервые за много-много лет ее превращают из субъекта и, более того, режиссера политических событий в их объект – пешку на чужой шахматной доске, пусть даже эту пешку двигают в ферзи.
Лидер «Батьківщини» рассчитывала с помощью конституционной реформы пересесть из кресла президента в кресло канцлера, чтобы сконцентрировать в своих руках президентские и премьерские полномочия (такого не имел даже Кучма – ни будучи премьером, ни будучи президентом). Вместо этого она получает перспективу стать обычным премьером с тем лишь отличием, что зависеть она будет не от президента и парламента (что, кстати, позволяет лавировать и проводить собственную политику), а исключительно от Верховной Рады. Которая теперь сможет делать все, что захочет, и притом ни за что не отвечать.
Ну и в чисто личностном плане для Тимошенко оскорбительна уже сама идея получить премьерство как подачку от Зе. Показательна реакция Юлии Владимировны, когда на пресс-конференции 22 февраля ее спросили об отношении к Зеленскому и о том, примет ли она его предложение занять должность премьер-министра (если он победит на выборах и выступит с таким предложением). Тимошенко, прежде всего, красочно и с чувством живописала, как опасно избирать этого кандидата, и назвала его «экспериментом, который несовместим с жизнью Украины». А насчет возможного премьерства ответила сухо и лаконично: мол, делить должности до того, как закончились выборы, очень преждевременно.
Но допустим, что у влиятельных лиц, стоящих за этой комбинацией, нашлись убедительные аргументы для Тимошенко – и все актеры, включая ее, начали тщательно играть свои роли. Этого еще отнюдь не достаточно, чтобы Зе победил во втором туре. Например, сейчас не ясно даже, что хуже для Зе: если Тимошенко перед вторым туром предложит своим симпатикам проигнорировать второй тур или же если она выступит в поддержку Зе. Результат может оказаться обратным ожидаемому: многие симпатики Зе, услышав о союзе между их любимцем и Тимошенко, с горя просто не придут на участки. Вероятность такого варианта усилится еще больше, если симпатики Зе прознают о планах Зе продвинуть Тимошенко на пост премьера. Та голосовалка, о которой упоминалась выше, отчетливо это показала.
Наконец, вся эта комбинация может развалиться из-за неуверенности ее бенефициаров в своей способности получить от нее желаемую выгоду. В самом деле тот же Коломойский может счесть более надежным вариантом провести Зе на пост президента – и оставить его там, ничего не меняя в Конституции. А де-факто (пусть и не де-юре) все управление президентской ветвью власти отдать премьеру, которым может стать вовсе не лидер «Батьківщини», а, скажем, Игорь Палица – верный и к тому же проверенный в деле (на должности главы Одесской ОГА).
С другой стороны, в комбинации ЗеТ совершенно не виден интерес лидера «Народного фронта» Арсения Яценюка. У которого, нелишне напомнить, есть свои давние и весьма веские причины не любить Тимошенко и не желать ей поста канцлера. Яценюк точно еще слишком молод, чтобы уходить на политическую пенсию. А политик с амбициями всегда предпочитает создавать окно возможностей себе, а не прокладывать рельсы для чужого паровоза. То есть голосование фракции НФ за реализацию описанной выше схемы в нынешнем парламенте представляется очень маловероятным, а без голосов этой фракции схему будет запустить практически невозможно.
Юрий Вишневский / Деловая столица