п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Охота на Трампа: Грозит президенту США обвинение в госизмене Обвинения против Дональда Трампа нарастают подобно снежному кому

Практически под звуки последних аплодисментов, сопровождавших обращение Дональда Трампа к американской нации, демократы объявили о начале новых расследований как против него самого, так и против его ближайшего окружения. И масштаб у них такой, что журналисты уже назвали происходящее «крестовым походом», а сам обитатель Белого дома «харасментом президента».

Обвинения против Трампа нарастают, как бы это банально ни звучало, подобно снежному кому: открываются новые подробности, называются новые имена и фамилии, потом новые фигуранты дел сообщают еще больше имен и подробностей. Спираль расследования выходит на новый виток, а президент все больше нервничает в своих твитах (не будучи отредактированы пресс-службой и юристами, они могут нанести Трампу вреда больше, чем расследования).

В конце концов, по всей вероятности, судьба 45-го американского главы государства будет зависеть от того, кого больше окажется среди его нынешних и бывших партнеров. То есть пожелавших пойти на сделку со следствием, как его бывший юрист и вице-президент Trump Organization Майкл Коэн, или же предпочитающих хранить молчание о делах Трампа, надеясь на президентское помилование, как его бывший глава избирательного штаба, политтехнолог «ростовского сидельца» Януковича Пол Манафорт. Но если рейтинг Трампа будет так же постоянно ползти вниз, то надежд на его переизбрание, а значит, и на его возможность миловать будет все меньше. И вновь привлеченным к расследованиям фигурантам линия поведения Коэна будет казаться более выигрышной. Тем более что этих фигурантов становится все больше. Как и новых дел, так как получившие контроль над Палатой представителей демократы намерены досконально разобраться во всех аспектах активности их главного политического противника как в Белом доме, так и на пути к нему.

Налоговые декларации

Через день после обращения Трампа к нации стало известно, что в комитете Палаты представителей по вопросам бюджета решили рассмотреть вопрос его налоговых деклараций. Ведь он отказывался обнародовать их и в качестве кандидата в президенты, и уже заняв Белый дом. Теперь же глава комитета — демократ Ричард Нил — утверждает, что имеет полное право затребовать эти документы, но не будет спешить. Он хочет собрать достаточную юридическую базу, чтобы быть готовым подавить сопротивление фигуранта дела, если тот захочет заблокировать обнародование его финдокументов через суд.

Расследование будет вестись не только бюджетным комитетом, но и еще пятью комитетами. И окончательная его цель — выяснение того, не являются ли финансовые интересы президента решающими факторами при принятии им и членами его окружения решений. Это уже попахивает обвинениями в злоупотреблении властью в личных целях. Но еще более угрожающим для Трампа выглядит то, что его финансовыми делами и их влиянием «на решения президента или кого-либо в администрации» интересуется и комитет по разведке. Глава комитета Адам Шифф при этом добавляет, что его интерес «касается и любых достоверных обвинений во влиянии со стороны России, Саудовской Аравии или других сторон». Так и до обвинений в госизмене недалеко.

Дело о нарушении конституции и владении бизнесом

Генеральный прокурор штата Мэриленд Брайан Фрош и генеральный прокурор округа Колумбия Карл Рэйсин еще летом 2017 г. заявили, что, по их мнению, Трамп нарушил обещание держаться в стороне от своего бизнеса. Ведь несмотря на высказанное намерение передать управление бизнес-активами сыновьям, продолжал получать информацию о делах своей компании. При этом они ссылаются на слова одного из трамповских сыновей — Эрика. Дело это позапрошлогоднее, вялотекущее и малоупоминаемое в СМИ, но два месяца назад оно получило развитие: прокуроры Мэриленда и Колумбии сообщили о направлении в суд требования о получении доступа к документам Trump Organization, так как участие главы государства в коммерческой деятельности запрещено конституцией страны.

Дело против благотворительного фонда Трампа

Генеральный прокурор штата Нью-Йорк Барбара Андервуд в июне прошлого года заявила, что подала в суд на эту организацию, обвиняя ее в «постоянных незаконных действиях». В ходе процесса утверждалось, что фонд пользовался рядом активов, чтобы поддержать избирательную кампанию Трампа и оплатить его юридические обязательства. Эти действия, по словам прокурора, противоречат законам как штата, так и федеральным. В декабре прошлого года прокурор заявила, что личная «чековая книжка», как она назвала фонд, служившая Трампу и его окружению для оплаты их деловых, личных и политических интересов, подлежит закрытию из-за незаконных финансовых операций. А дело против президента и его старших детей — Дональда-младшего, Эрика и Иванки — будет продолжено, так как речь идет о «шокирующих фактах беззакония, связанных с фондом Трампа. Это противозаконная координация между фондом и президентской кампанией, неоднократные и преднамеренные сделки внутри фонда и многое другое».

Дела сексуальные

Как бы это парадоксально ни выглядело, но больше всего в американской прессе говорят о молчании. Вернее, о предполагаемых попытках Трампа его купить у своих бывших якобы любовниц. Понятно, что чаще об этом пишет желтая пресса, но и в серьезных изданиях появляются публикации, когда всплывают версии о попытках американского президента склонить кого-либо к лжесвидетельству. Это в США весьма серьезное преступление. Напомним только, что последняя попытка импичмента — даже прошедшая Палату представителей, но провалившаяся в Сенате — была предпринята не из-за любовных приключений Билла Клинтона, а из-за того, что он лгал о них.

Дело против инаугурационного комитета

На торжества по случаю вступления Дональда Трампа в должность была собрана рекордная сумма, превышающая $100 млн. Но сами торжества при этом были скромнее, чем аналогичные мероприятия с участием Барака Обамы и Джорджа Буша-младшего. В СМИ циркулируют предположения, что средства ушли близким к Трампу или его супруге Мелании фирмам, которые предоставляли услуги по подготовке к торжествам по завышенным тарифам. ВВС, например, пишет в этом контексте о принадлежащей президенту гостинице в Вашингтоне. То есть хозяина Белого дома могут обвинить в том, что свою каденцию он начал с банальных откатов.

Но куда ушли средства — лишь первый вопрос следователей. Второй вопрос: от кого они поступили, так как принимать пожертвования от иностранных граждан на инаугурацию запрещено американским законодательством. А в СМИ уже вовсю обсуждают, что $50 тыс. пожертвовал народный депутат и бывший глава Администрации президента Украины Сергей Левочкин. Ну а привозивший на инаугурацию свой скандальный «мирный план» теперь уже бывший депутат-ляшковец Андрей Артеменко заявил, что его «дважды допросили ФБР и команда г-на Мюллера».

Вопросы могут возникнуть и к присутствовавшему на торжествах Сергею Кивалову. И было бы неплохо, чтобы такие вопросы возникли не только у американской, но и у украинской прокуратуры. Ведь, как пишет The New York Times, существует подозрение, что они продвигали перед трамповской командой идею необходимости снятия санкций с России и даже добились определенных результатов: через пару дней после смены хозяина Белого дома из него поступили запросы в Конгресс и Госдепартамент на предмет того, что требуется для смягчения давления на РФ.

Нелегалы-сотрудники

В СМИ появились интервью, в которых бывшие сотрудники гостиниц или гольф-клубов Трампа рассказали, что работали у него, не имея легального статуса в США. Доказательство тому было представлено самому президенту во время его обращения к нации: одна из таких сотрудниц присутствовала в зале в качестве гостя со стороны демократов. Как скажется распространение в СМИ такой информации на рейтинге президента, сделавшего борьбу с мигрантами одной из важнейших частей своей программы, спрогнозировать нетрудно.

Дела против Trump Organization

В начале февраля американские СМИ сообщили, что прокуратура Нью-Йорка направила повестки как минимум двум топ-менеджерам основного трамповского предприятия. Подробностей практически нет, поэтому СМИ гадают: это касается какого-либо из вышеперечисленных расследований активности Трампа и его окружения или речь идет о новых делах. Высказываются предположения, что новые обвинения базируются на предоставленных следствию бывшим вице-президентом холдинга Майклом Коэном в обмен на смягчение наказания документах и аудиозаписях. Напомним, что в августе прошлого года сообщалось: иммунитет от уголовного преследования получил главный финансист Трампа Аллен Вайссельберг, который согласился на дачу показаний в деле Коэна. Но, видимо, его спросят еще и о делах самого хозяина холдинга.

Deutsche Bank и отмывание российских денег

О возбуждении комитетом по финансовым услугам и комитетом по разведке нового совместного расследования заявил 10 февраля председатель последнего Адам Шифф. Он добавил, что Deutsche Bank является важнейшим звеном расследования возможного отмывания денег при участии компаний Трампа. Также он заявил, что следствие особо интересует возможное препятствование расследованию Роберта Мюллера, которому якобы не дали изучить контакты Трампа с немецким финучреждением. А препятствование расследованию преступления может повлечь более тяжелое наказание, чем само преступление.

Расследование российского вмешательства в президентские выборы 2016 г.

Самое громкое из дел против Трампа, которое ведет бывший глава ФБР, а ныне спецпрокурор Роберт Мюллер. Оно уже привело к посадкам, введению против РФ дополнительных санкций и отставке генпрокурора США Джефа Сешнса, но еще далеко от завершения. О нем написано множество отдельных исследований и, скорее всего, будет написано еще больше, в том числе и книг. Оно очень популярно в международной прессе и порождает новые отдельные расследования, как в случае с Deutsche Bank. Именно его в наибольшей мере касаются слова о постоянном всплывании новых фактов и фамилий. В начале февраля, например, стало известно, что следствие интересуется, о чем говорили на встрече в августе 2016-го Пол Манафорт, его подчиненный по избирательному штабу Трампа Ричард Гейтс и его представитель в Украине Константин Килимник, а также то, почему некоторые из них покидали кафе, в котором была встреча, через черный ход.

Есть и новые имена. Это белорусский бизнесмен Сергей Миллиан, который якобы пытался от имени россиян наладить контакты с еще одним политконсультантом Трампа Джорджем Пападопулосом. А также новый свидетель обвинения — Джером Корси, который еще недавно пытался судиться с Робертом Мюллером, недавно заявил, что готов дать показания против Роджера Стоуна — близкого советника Трампа, которого (как и Корси) считают связующим звеном с WikiLeaks, опубликовавшим украденные российскими хакерами у штаба Хиллари Клинтон и у нее самой документы. И новоназначенный генпрокурор США, считающийся близким к Дональду Трампу Уильям Барр, вряд ли сможет ему серьезно помешать, даже если захочет. Расследование находится под слишком пристальным вниманием парламентариев и получает от них поддержку.

Однако демократы вряд ли будут педалировать импичмент: делать следующим президентом нынешнего вице-президента Майка Пенса им не с руки. Если же они решатся на «последний бой» и начнут процедуру, то сделают это поближе к выборам 2020 г., чтобы нанести максимальный вред рейтингу республиканцев и не дать раскрутиться их кандидату.

То есть слухи о завершении работы Мюллера в ближайшие месяцы являются преувеличением, а полтора года истекают как раз к лету следующего года — самому разгару избирательной кампании. И Шифф знает, что говорит, ведь именно он передал лично Мюллеру материалы парламентского расследования. Может, конечно, это было сделано, чтобы профессиональные расследователи заметили что-либо, на что конгрессмены не обратили внимания, а может, и с целью затягивания окончания расследования к нужной демократам дате (скорее всего, актуальны обе возможные причины).

Нешатдаун и прочие прелести

Еще одна причина, стимулирующая демократов не доводить расследование до конца в ближайшее время, — возможность давить на Трампа и республиканцев вообще, делая их более податливыми. Как это, возможно, случилось в вопросе с шатдауном, который не был возобновлен 15 февраля. Но тут демократам важно не переиграть самих себя: Трамп и его окружение за два года «пообжились» под постоянной угрозой расследований и начинают потихоньку гнуть свою линию. Как это случилось недавно со снятием санкций с российского олигарха, которого в последнее время все чаще называют «Дерирыбкой», хотя в целом Трамп придерживается противостоящей РФ линии.

Ну и последняя причина, по которой демократы не будут спешить с импичментом, состоит в том, что некоторые вещи, начатые Трампом, действительно необходимы США. Взять ту же проблему нелегальной миграции. По сложившейся в последнее время модели борьбы с ней, задержанных на границе нелегалов очень часто отпускают под обязательство явиться в суд, который и должен определить их дальнейшую судьбу. И конечно же, те, у кого мало шансов получить вид на жительство или право на убежище в США, в суд не являются. В результате чего в стране незаконно находятся около 10 млн человек.

Или же проблема международной безопасности. Даже многие эксперты из Старого Света согласны с тем, что Европа чрезмерно «расслабилась» благодаря долгим десятилетиям без войн. Поэтому устроенная на последнем саммите НАТО Дональдом Трампом взбучка партнерам, не желающим выделять положенные 2% на оборону, пойдет на пользу всему Западу. Также много проблем и в американской экономике, но это отдельная большая тема.

Поэтому демократы могут быть заинтересованы в том, чтобы республиканская администрация пошла на жесткие шаги, на которые им идти не с руки. То есть Трамп будет использован в качестве консервативного тарана для не совсем демократичного укрепления американской демократии.


Руслан Весел / Деловая столица
Поділіться цим