п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Почему переговорам Путина и Абэ по Курилам пришел конец Владимир Путин публично продемонстрировал, что Россия никому и ничего не собирается возвращать

Результатов переговоров между Синдзо Абэ и Владимиром Путиным в Японии ждали с нетерпением. И для этого были серьезные причины. С 1956 года в Токио отвергали возможность подписания мирного договора – сначала с СССР, затем с Россией – на условиях разделения Курильских островов «два на два» (что на самом деле совершенно не поровну – потому что острова, которые отходили бы России, являются существенно большими, чем «японская» часть).

И вот на протяжении последних полгода риторика Токио кардинально изменилась – правящая партия Японии и премьер-министр Синдзо Абэ решили убедить граждан в том, что «два лучше, чем ни одного». Была запущена масштабная агитационная кампания, а премьер-министр поклялся на могиле отца приложить все усилия, чтобы мирное соглашение между странами было подписано.

В российском МИД против такой постановки вопроса как бы и не отрицали, подчеркивая, что предложение 1956 года является «основательной базой» для дискуссии о мирном договоре.

Конечно, российские коммунисты и националисты проводили какие-то акции под лозунгом: «Не отдадим Курилы!». Но количество участников в них ни разу не приблизилось даже к тысяче человек. Да и когда малочисленные общественные акции реально влияли на политику российского руководства? Поэтому, казалось, что дело идет к компромиссу.

Впрочем, массированная кампания за примирение с Россией и «размен» островов застопорилась совсем не из-за сопротивления японской общественности.

Просто в конце прошлого года поведение Москвы по вопросу подписания мирного договора внезапно перестало походить на предыдущие поиски компромисса.

На Итурупе и Кунашире – двух больших Курильских островах – ударными темпами началось строительство масштабных казарм. Вокруг архипелага возобновились частые и энергичные учения российских вооруженных сил. А посол Японии в России Тойохиса Кодзуки был вызван в ведомство Лаврова в связи с заявлениями Токио, в которых, видите ли, «призывали добиваться понимания» жителей Южных Курил относительно вопроса о «переходе территориальной принадлежности островов к Японии». По версии Москвы, в Токио поняли – и грубо исказили суть договоренностей лидеров России и Японии об ускорении переговорного процесса на основе Совместной декларации 1956 года.

Все это, в общем, не остудило надежд японцев, верящих своему правительству, которое сказало, что 2019 год станет «переломным» в вопросе возврата Курил.

Но, судя по результатам вчерашних переговоров, этого не случится. После вчерашнего двухчасового разговора один-на-один руководители России и Японии вышли к журналистам, всем видом демонстрируя, что компромисс не достигнут.

Что и подтвердил Владимир Путин? заявив журналистам о двух моментах, на которых настаивает Москва, и которые одновременно делают невозможным примирение.

Во-первых, Россия требует сначала подписать мирный договор, а острова делить – как-нибудь потом. И, во вторых, для того, чтобы отдать Японии два острова, Россия должна провести референдум и спросить у своих граждан. Ответ которых – не без активной пропагандистской кампании со стороны Кремля – представляется очевидным. Количество сторонников отдать острова Японии традиционно колеблется у отметки 15%.

На том – конец истории.

Кстати, причины, неожиданно заставившие японцев изменить свое отношение к сделкам, которые ранее считались унизительными, тоже достаточно очевидны.

Пока мощь армии США стопроцентно гарантировала защиту Японии как от посягательств Китая, так и от претензий России – в Токио не спешили мириться с Москвой.

А вот когда новый президент США вдруг начал вслух считать, кто из союзников и сколько «должен» Вашингтону за гарантии военной поддержки, и самих этих гарантиях – например, остаткам демократической оппозиции в Сирии – теперь оказались не такими уж и прочными, и в Японии всерьез задумались о примирении с Россией. Подозревая, что примириться с Китаем будет сложнее и менее надежно. Нельзя с наскока винить людей за такую точку зрения – у них, в общем, не такой уж и большой опыт тесных отношений с Россией. Всего лишь, изредка воевали – и все. Поэтому и надеялись на какую-то договороспособность загнанной в глухой экономический тупик России. Надеялись при помощи экономических преференций выкупить то, что сроду принадлежало Японии. Впрочем, не сложилось.

В Москве не против подписать мирный договор, получать от Японии какие-то торговые преференции, радоваться встречами Владимира Путина с Синдзо Абэ. А вот отдавать отобранную территорию – даже несколько островков, из которых хоть как-то заселен только один, Шикотан, Кремль и не собирается.

Что, с точки зрения Украины, например, даже и к лучшему. Ибо ограниченная и агрессивная позиция Москвы лучше любых дополнительных соглашений гарантирует сохранение режима санкций и дипломатической изоляции опасного для мира авторитарного режима.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим