п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Лавров и «невойна»: Каким будет ответ Кремля на поражение РПЦ В Кремле стремятся к демонстративному реваншу за поражение РПЦ, а также пытаются создать новый повод для волнения в Украине

«Воевать с Украиной мы не будем», но «в случае провокации» на административной границе с Крымом Украина «получит ответ – мало не покажется». К этому, по сути, сводится содержательная часть интервью главы российского МИД Сергея Лаврова «Комсомольской правде».

Поскольку все остальные тезисы разговора – например, размышления на тему «украинский братский народ, а украинский политический режим – нацистский», «США заражены патологической русофобией» – не стоят времени, потраченного на чтение.

Таким образом, российский министр иностранных дел фактически повторил заявление своей подчиненной – Марии Захаровой, которая 13 декабря заявила о том, что Украина готовит «стремительное наступление на Мариупольском направлении с целью захвата территорий Приазовья, которые находятся под контролем Донецка, и к выходу на границу с Россией».

Какая принципиальная разница между этими двумя заявлениями, каждое из которых, очевидно, является чистым творением не испорченной реальными разведданными фантазии российских дипломатов? Она очевидна. Если Захарова угрожала «обострением» на линии соприкосновения с «ДНР» и «ЛНР» – то Лавров, хоть и вспоминает о «концентрации украинский войск» на границе самопровозглашенных «республик», говорит о «провокации» в Крыму.

Проще говоря, от легенды, которая должна бросить тень на Украину как на возможного «нарушителя Минских договоренностей», в Кремле переходят к сценарию «Украина угрожает России на территории РФ». Ну, на украденной у Украины территории – но это подробности.

Такое изменение достаточно прозрачно намекает, что адресатом подобной легенды должен стать российский обыватель. Потому что в основном для этого обывателя есть принципиальная разница, кому «угрожают» украинцы – малопонятным «Л-ДНР», от которых этот обыватель и сам откровенно устал, и переживать за судьбу которых он явно не собирается – или угроза касается «территории России».

Потребность в каком-то масштабном пропагандистском ударе по Украине явно назрела. Ибо, с одной стороны, российская «либеральная оппозиция» – в лице того же Навального – после создания канонической Православной церкви Украины критикует Путина за «развал русского мира». При этом, к слову, совершенно обоснованно – худшие поражения РПЦ произошли именно после того, как руководство ею напрямую начал осуществлять российский президент, потеснив патриарха Кирилла.

А с другой стороны граждане России, потеряв последние остатки эйфории от «Крымнаша», формируют в себе плохую привычку возлагать ответственность за катастрофическую экономическую ситуацию на президента страны.

Самый интересный вопрос сейчас заключается в том, каким именно будет этот удар – исключительно пропагандистским или гибридно-военным. И, к сожалению, второй вариант является вполне реальным.

Потому что, оказавшись один на один с вызовами, которые представляют угрозу его существованию, путинский режим может противопоставить этим вызовам только крайне ограниченный и специфический опыт. С тех времен, когда этот режим только формировался и креп. Этапы этого укрепления можно проследить, например, в известной книге Литвиненко и Фельштинского «ФСБ взрывает Россию». Которая, конечно, немного попахивает конспирологией, но предлагает правдоподобные объяснения для многих моментов становления Владимира Путина как руководителя России.

Кровавая провокация на границе Крыма – с последующим арестом «исполнителей», или, в худшем случае, с ударом по украинским военным – с одной стороны, отвлекла бы внимание россиян от экономики и помогла бы стимулировать «синдром осажденной крепости», все жители которой должны «сплотиться вокруг вождя». А с другой – так история продемонстрировала бы остальным государствам – сателлитам России, в том числе и Беларуси, которую сейчас активно пытаются «интегрировать» на Россию, что бескровно попрощаться с Москвой им не удастся.

В такой ситуации Украине следует приложить все возможные усилия, в том числе с приглашением международных наблюдателей – к тому, чтобы доказать свою непричастность к эскалации возле границ оккупированного Крыма. И при этом быть готовой к любому – включительно с силовым – развитию событий. Ведь усердная переброска российской техники, включая боевую авиацию, комплексы ПВО и противокорабельного защиты – все это намекает, что Кремль пытается максимально расширить свои возможности для грязной игры.


Роман Федюк / Depo.ua
Поділіться цим