п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Слабое место власти: Что Банковая должна сделать с Семочко Пока что в администрации президента Украины вопрос Сергея Семочко не комментируют. Тем временем не молчат потенциальные кандидаты в президенты

Политические оппоненты главы государства уже пытаются использовать скандал с российскими паспортами гражданской жены и дочери первого заместителя председателя Службы внешней разведки Украины (СВР) Сергея Семочко против него.

У себя на Фейсбуке Юлия Тимошенко взяла на прицел и активно педалирует тему Семочко, обвиняя власть в «извращенном патриотизме». В соцсетях в целом возмущенно отреагировали на подтверждение СБУ наличия у гражданской жены Семочко и ее дочери российского гражданства.

Как будут отвечать критикам на Банковой, и ответят ли вообще, пока непонятно.

Что за история

10 декабря в Едином государственном реестре судебных решений появилось постановление Шевченковского райсуда Киева от 28 ноября этого года. Из него обществу стало известно, что, по данным Департамента контрразведки Службы безопасности Украины, гражданская жена Семочко и ее дочь таки имеют гражданство России.

Этим определением суд удовлетворил ходатайство следователя, который для установления обстоятельств возможного совершения Семочко лично и через родственников государственной измены просил предоставить доступ к информации о мобильной связи Семочко и его родственников в период с 1 января 2014 года по 23 ноября 2018 года.

Сергей Семочко – уроженец Ялты, карьерный СБУ-шник. 46-летний полковник до начала российско-украинской войны 2014 года работал в Крымском управлении СБУ. Затем руководил экономической контрразведкой спецслужбы (2015-2017 гг), где занимался, среди прочего, вопросами импорта лекарств. Возглавлял управление СБУ в Киеве и области в 2017-2018 годах. А 31 июля этого года был назначен первым заместителем председателя СВР.

Татьяна Лысенко – жена Семочко, которая будто бы имеет российское гражданство. Как установили журналисты, Федеральной налоговой службой РФ ей якобы присвоен индивидуальный налоговый номер. Также СМИ сообщали про российский паспорт дочери Лысенко, Анастасии Котон, и ее мужа.

Скандал разгорелся после того, как 2 октября программа «Наши Деньги» обнародовала результаты журналистского расследования, согласно которым Семочко владеет недвижимостью под Киевом на сумму, превышающую 200 млн грн, а у членов его семьи якобы есть российские паспорта и бизнес в оккупированном Крыму. Кроме того расследование показало, что во время работы Семочко в контрразведке у фармацевтических компаний якобы требовали взятки.

Через две недели после выхода расследования Семочко организовал 15-минутное выступление на телеканале ZIK, где пытался опровергнуть выявленные журналистами факты, но этот эфир получил негативный общественный резонанс. Также он подал в суд на автора расследования «Разведкой по почкам» Леси Ивановой, ведущего программы «Наши Деньги» Дениса Бигуса и 24 канал, транслирующий программу.

В свою очередь, СБУ по заявлению Дениса Бигуса открыла производство по статье «Государственная измена» УК и начала проверку информации, а Национальное антикоррупционное бюро зарегистрировало производство по статье УК «Незаконное обогащение».

Пока что в администрации президента Украины этот вопрос не комментируют. Молчат и о дальнейших карьерных перспективах Семочко. Тем временем не молчат потенциальные кандидаты в президенты. Они пытаются воспользоваться ситуацией и организовать информационную атаку на позиции главы государства.

Как мы уже писали, сегодня на Фейсбук-странице Юлии Тимошенко появился пафосный пост про «мнимый патриотизм власти» с советом Петру Порошенко «…снять с рекламных бордов любые упоминания об армии…».

Почему атакуют Порошенко

Дело в том, что на указе о назначении Семочко в СВР с №225/2018 стоит его подпись. По логике оппонентов, кто назначал – тот уполномочен и увольнять с должности. Тем более, что основание действительно очень серьезное – одного из руководителей структуры, непосредственно отвечающей за безопасность государства, обвиняют в государственной измене.

Учитывая публичный резонанс, который еще больше усилился после подтверждения контрразведчиками российского гражданства членов семьи Семочко, можно было бы рассмотреть возможность если не уволить с должности скандального полковника (здесь все решат результаты расследования), то отстранить от выполнения служебных обязанностей на период, пока следователи будут работать по этому делу.

Если продолжать играть в молчанку, то трудно будет избежать репутационных потерь. Оппоненты Порошенко активно пытаются «привязать» его к этому скандалу, в частности и потому, что кадровые вопросы в СБУ относятся к прямой компетенции президента.

Проблема в том, что в отсутствие публичной позиции президента украинцы слышат исключительно его оппонентов, и для главы государства очень важно объяснить мотивацию действий в этой ситуации.

Ранее Тимошенко с экранов ТВ обвиняла президента в том, что он может сорвать выборы, договорившись с боевиками об активизации военных действий. В соцсетях также были проплаченные рекламные посты о том, что Порошенко якобы выгоден Путину. Никаких доказательств у критиков президента не было, поэтому верили в такие истории разве что изменофилы, которые очень сильно недолюбливают главу государства. Можно только представить, как и сама Тимошенко будет использовать фигуру Семочко в дальнейшем.

К тому же, на этот скандал наложилась другая ситуация, с решением суда о незаконности увольнения Романа Насирова с должности председателя ГФС. По этому поводу высказались даже в посольстве США в Украине, которое на своей странице в Фейсбук отметило, что «Украинский народ заслуживает чиновников, которые не злоупотребляют своими должностями, а также эффективную, справедливую судебную систему, которая может привлечь к ответственности влиятельных лиц».

Еще один момент, который касается уже безопасности государства. Вследствие общественного резонанса и новых данных СБУ, Семочко важно не просто лишить права доступа к государственной тайне. Но и безотлагательно устранить даже гипотетическую возможность передачи какой-то информации, которой, естественно, владеет заместитель руководителя СВР, России. Без оглядки на то, имеет такие намерения полковник или не имеет. Доказана его вина или нет. Если он выиграет суд, его репутация будет очищена.

Прецеденты, когда Порошенко реагировал, уже были. Стоит вспомнить то, как он поступил в отношении бывшего следователя Генпрокуратуры Дмитрия Суса, который «засветился» во многих резонансных делах, которые вела ГПУ. После появления информации о том, что его автомобиль Audi Q7 записан на 85-летнюю бабушку, Суса уволили в 2017 году за то, что он не внес в декларацию информацию о жилье и автомобиле.

Уволили, между прочим, с формулировкой «За систематическое грубое нарушение требований Законов Украины «О предотвращении коррупции», «О прокуратуре», правил прокурорской этики, совершение действий, порочащих звание прокурора и которые могут вызвать сомнение в его честности и неподкупности органов прокуратуры…»

Сейчас дело Суса продолжается. Идут суды. Сам он периодически дает интервью. Но уже как частное лицо, а не чиновник, действия которого бросают тень на репутацию всей системы власти в Украине. Главное, что его увольнение помогло снять напряжение и не раздуть связанный с коррупцией скандал.


Игорь Петренко / Depo.ua
Поділіться цим