Министры иностранных дел 29 стран НАТО собрались в Брюсселе для непростого разговора. Суть которого будет заключаться в решении двух проблем безопасности, которые создала Россия для членов Альянса.
Первой проблемой является керченский инцидент. Который, с точки зрения США, демонстрирует возможность начала войны непосредственно на границе Европы. Принимать участие в решении данного инцидента Белый дом не спешит – в частности, во время брифинга перед вылетом в Брюссель представитель Госдепа заявил следующее: «Мы хотим видеть, как европейские союзники берут на себя большую ответственность за проблему с безопасностью, которая находится в 200 милях от границы Германии».
С другой стороны, и полностью игнорировать события в Азовском и Черном морях в США не могут. Поэтому задача американских дипломатов заключается в том, чтобы сформировать какую-то европейскую позицию относительно противодействия российской агрессии, и озвучить возможные меры, которые ЕС примет в случае, если Россия не вернет украинских моряков и корабли – продолжит морские нападения.
Какой будет эта позиция – на данный момент неизвестно. Возможно, она будет заключаться в расширении военного присутствия НАТО в Черном море. Может – в укреплении украинских ВМС. Сейчас, очевидно, речь идет не столько о практических мерах, как о принципиальном согласии европейских членов Альянса.
Вторая проблема, которую попытаются решить представители Госдепа на брюссельском саммите, с определенной точки зрения для них даже сложнее, чем российская агрессия в Керченском проливе. И заключается она в том, что администрации Дональда Трампа необходимо получить хотя бы достаточно формальную поддержку европейских союзников в деле разрыва договора о ракетах средней и малой дальности. А ситуация относительно договора сложилась крайне непростая – и вот почему.
В США считают, что договор РСМД является двусторонним соглашением. Соответственно, если Россия фактически откажется выполнять условия договора, то другая сторона, вполне логично, имеет полное право отказаться от своих обязательств. Однако в ЕС сосредоточены на другом аспекте реальности. Для многих политиков в Берлине и Париже отказ от договора о РСМД – это возможный переход России к массовому размещению этого класса ракет и нацеливания их именно на европейские города.
Именно для того, чтобы убедить европейцев в реальности российской угрозы, Соединенные Штаты, вопреки своей обычной практике, впервые передали европейцам секретные сведения, доказывающие нарушение РСМД Россией. По данным Der Spiegel, речь идет о данных спутников, которые демонстрируют запуск российской крылатой ракеты 9М729, предназначенной для комплекса «Искандер-М». По слухам, в Берлине и Париже в российские нарушения поверили, но насколько хватит решимости ведущим государствам ЕС и о вероятной реакции на российские недружественные действия – пока тоже неизвестно. И, опять-таки по слухам, США вскоре предложат России ультиматум: если Москва в течение двух месяцев не отчитается о начале уничтожения ракет, которые нарушают условия РСМД, Вашингтон выйдет из договора. Таким образом в Белом доме хотят избежать ответственности за выход из РСМД, и получить формальную поддержку союзников по НАТО, которые, гипотетически, могут стать целями для новых российских ракет. Что, в свою очередь, приведет если и не к размещению американских ракет средней дальности в Европе (хотя бы потому, что их у США сейчас и нет) – то, по крайней мере, стимулированию развития европейской системы ПВО.
От того, удастся ли США мобилизовать хотя бы на активную дипломатическую позицию своих союзников по НАТО, на самом деле, зависит не только безопасность в Керченском проливе. И не только судьба договора по РСМД (которую все равно будут решать в Вашингтоне). От результатов сегодняшнего саммита зависит и то, как будут воспринимать Североатлантический Альянс в его сегодняшнем виде в Вашингтоне и в Москве – как «геополитический дискуссионный клуб», в котором всегда найдется кто-то, кто не согласен со всеми остальными, или как готовую к использованию военную машину, которая может противодействовать путинским военным авантюрам. От этого может зависеть будущее как самого Альянса – так и мира в Европе и мире.
Тарас Паньо / Depo.ua