четвер, 21 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Дочки» нет: Как российские банки начали покидать Украину Украинские филиалы Сбербанка и ВЭБа пока продолжают работать. А вот ВТБ свою «дочку» уже закрыл

Украинская «дочка» российского банка ВТБ признана неплатежеспособной, в финучреждении введена временная администрация. Это – первый шаг к ликвидации банка страны-агрессора на территории Украины. О том, что будет дальше с ВТБ Банком, а также другими «дочками» госбанков РФ в нашей стране, пишет Апостроф.

Национальный банк Украины (НБУ) признал «дочку» российского банка ВТБ неплатежеспособной. Это решение регулятор принял 27 ноября 2018 года.

«В связи со снижением объема ликвидности АО «ВТБ Банк» и последующим ухудшением его финансового состояния в течение последнего месяца НБУ 13 ноября 2018 года отнес АО «ВТБ Банк» к категории проблемных. Тогда же был установлен срок для принятия финучреждением плана мероприятий по приведению его деятельности в соответствие с требованиями законодательства. Ввиду отсутствия реальных действий со стороны собственников ВТБ Банка для предотвращения неплатежеспособности, а также из-за отсутствия принятых и реалистичных мер по улучшению ликвидности сегодня (27 ноября 2018 года) правлением Национального банка Украины приняло решение об отнесении АО «ВТБ Банк» к категории неплатежеспособных», – говорится в сообщении на сайте НБУ.

Регулятор также заявляет, что ситуация вокруг ВТБ Банка не повлияет на стабильность банковского сектора Украины, «поскольку доля указанного финучреждения составляет 0,6% от чистых активов платежеспособных банков».

В Нацбанке отметили, что 97% вкладчиков АО «ВТБ Банк», а это – 59 108 человек, получат вклады в полном объеме, поскольку их размер не превышает гарантированную Фондом гарантирования вкладов физических лиц сумму в 200 тысяч гривен. Все остальные, независимо от суммы вклада, получат возмещения в пределах все тех же 200 тысяч гривен. В целом будет выплачено 942,7 миллиона гривен.

В свою очередь, Фонд гарантирования вкладов физлиц 28 ноября ввел в ВТБ Банк временную администрацию сроком на один месяц. Согласно сообщению на сайте ведомства, таким образом начата процедура вывода финучреждения с рынка.

Россия теряет «Мрию»

Следует напомнить, что с марта 2017 года в отношении «дочерних» структур российских банков с государственным капиталом в Украине действуют санкции. В сентябре 2018 года Апелляционный суд Киева арестовал акции украинских «дочек» российских госбанков – упомянутого ВТБ Банка, а также АО «Сбербанк» и ПАО «Проминвестбанк» («дочка» ВЭБа). Такое решение было принято в обеспечение иска экс-главы «ПриватБанка» Александра Дубилета и еще 17-ти компаний, которые потеряли активы в аннексированном Россией Крыму (иск был подан в связи с вердиктом Международного арбитражного суда в Гааге от 2 мая 2018 года о взыскании с РФ компенсации за недвижимое имущество).

В российском ВТБ заявили, что судебное решение об аресте активов «фактически парализовало» работу украинской «дочки» банка. В группе ВТБ также «напомнили», что украинский ВТБ Банк был создан на основе банка «Мрия», который в 2006 году был куплен у Петра Порошенко. «Группа ВТБ оставляет за собой право обратиться в международный суд за взысканием с г-на П.А. Порошенко суммы средств, затраченных на покупку банка», – говорится в пресс-релизе российской группы ВТБ. Который, что показательно, был обнародован 27 ноября сего года, то есть в тот день, когда Нацбанк Украины официально объявил о признании банка неплатежеспособным («слухи» об этом начали циркулировать еще в первой половине этого дня).

Впрочем, последняя сентенция из приведенного пресс-релиза никакой смысловой нагрузки не несет. «Это, вообще, какое-то безумие в стиле Марии Захаровой (официальный представитель МИД РФ, известная своими недипломатичными и, порой, абсурдными высказываниями, а также вульгарными шутками – ред.)», – сказал в разговоре с изданием специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса.

Полная беспомощность

Однако фраза о том, что работа банка вследствие ареста активов была парализована, вполне справедлива. В связи с этим, считает аналитик инвестиционной компании «Альпари» Максим Пархоменко, нынешняя ситуация с ВТБ Банком была «вполне ожидаемой» из-за снижения уровня ликвидности финучреждения в результате введенных судебным решением ограничений. «Основной вопрос был – когда», – сказал эксперт.

Впрочем, не все так однозначно. «У московского офиса банка были все рычаги для того чтобы контролировать ситуацию. На балансе украинской «дочки» все еще висел межбанковский кредит «материнского» банка на 2 миллиарда гривен, который можно было бы конвертировать в капитал, а у партнеров ВТБ в Украине было достаточно ликвидности и в валюте, и в гривне, чтобы обеспечить банк ресурсами и не создавать дискомфорт клиентам, – заявил изданию член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. – Однако московский офис ВТБ не захотел этим заниматься, заставив местный офис рассказывать клиентам, что платежи возобновятся только после того, как банк выиграет суд». Эксперт добавил, что решение московского офиса ВТБ бросить украинскую «дочку» на произвол судьбы «было политически мотивированным и лишенным всякой экономической логики».

Сергей Фурса также говорит о том, что «были ожидания», что ВТБ поддержит свою украинскую «дочку». «Материнский» банк поддержку не оказал, поэтому Национальный банк был вынужден сделать то, что он сделал», – сказал эксперт, добавив, что, очевидно, российский ВТБ решил не спасать свой украинский актив.

При этом Фурса не считает, что в решении о признании ВТБ Банка неплатежеспособным присутствует политика – а такое предположение, в принципе, могло бы возникнуть, учитывая недавнее обострение отношений между Украиной и РФ. «Проблемы у них начались гораздо раньше. Это вынужденное решение со стороны Нацбанка. Смотреть, как банк валится – это дестабилизировать систему», – пояснил он.

Теперь важно понять, что будет с ВТБ Банком дальше. По мнению Виталия Шапрана, на него вполне может найтись покупатель, но продавать его уже будет не российская группа ВТБ, а украинский Фонд гарантирования вкладов.

Сергей Фурса, в свою очередь, считает возможность продать весь банк чисто теоретической. «Но продажа будет, поскольку Фонд гарантирования должен выплатить деньги, а у банка есть обязательства, соответственно, чтобы выполнить эти обязательства, будут продаваться активы через ProZorro sale (официальная площадка аукционов Фонду гарантирования вкладов – ред.)», – рассказал он.

Таким образом, если в Москве продолжат воздерживаться от решительных действий по спасению этого актива, ВТБ Банк просто исчезнет с украинского рынка – естественно, после прохождения всех предусмотренных процедур.

На выход, но без вещей

А что же другие госбанки РФ? ВЭБ и Сбербанк России до недавнего времени не оставляли надежд на продажу своих «дочек» в Украине.

Ближе к этой цели приблизился Сбербанк. На самом деле ему ранее удалось продать свою «младшую дочку» – ПАО «ВиЭс Банк», которую купил бывший украинский вице-премьер Сергей Тигипко. Но с АО «Сбербанк» возникли трудности. НБУ отказал в согласовании нескольким потенциальным покупателям, в частности, белорусскому государственному «Паритетбанку», который дважды подавал соответствующие заявки регулятору. А вот «младшей дочке» все того же ВТБ повезло меньше – АО «БМ Банк» лишилось лицензии и было исключено из Государственного реестра банков Украины.

По словам Виталия Шапрана, «Проминвестбанк» и АО «Сбербанк» запаслись ликвидностью и, скорее всего, «никакие штормы в ближайшие пару месяцев им не страшны». Он также отметил, что по российским госбанкам в Украине нет единого центра принятия решений в Москве, поскольку «ВЭБ, ВТБ и Сбербанк – это разные ведомства, часто конкурирующие не только за клиента, но и за внимание политических властей». Однако, считает эксперт, «в московских офисах ВЭБа и «Сбера» информационный посыл от НБУ получили, и в случае схожих ситуаций будут делать то, что от них требуется по закону, а не то, что им хочется».

Сергей Фурса также считает, что для ВЭБа и Сбербанка решение по ВТБ Банку стало ударом. «Если раньше все были уверены, что эти банки, хоть и страны-агрессора, но они надежны, потому что будет поддержка (со стороны «материнских» банков – ред.), то теперь увидели, что поддержки может и не быть. Я думаю, что в ближайшее время мы увидим отток средств из этих банков», – сказал специалист. Он также не верит в то, что эти банки удастся продать, в связи с чем, они вслед за ВТБ уйдут из Украины.

У Максима Пархоменко схожая точка зрения. «С большой долей вероятности, эти банки постигнет та же участь – их постепенно закроют и санируют, часть активов будет реализована Фондом гарантирования вкладов», – резюмировал он.



Поділіться цим