История имеет обыкновение повторяться в виде фарса. Несмотря на всю заезженность этой фразы, ее нельзя не повторить после того, как певица Анастасия Приходько решила идти в политику, а конкретнее в команду Юлии Тимошенко.
В этой новости не было бы ничего особенно интересного (мало ли у нас певцов и певиц побывало в списках политических партий или «агитбригадах» кандидата в президенты), если бы не волна хайпа, поднявшаяся вслед за этим решением Анастасии. Подобная бурная реакция общественности вызвана сразу двумя факторами. Во-первых, спецификой личности Юлии Тимошенко, которая никого не оставляет равнодушным. Ее либо благоговейно обожествляют, либо люто ненавидят, и эту любовь и ненависть разделяет ее окружение. А во-вторых, четким политическим трендом последних лет – приходом в политику людей из шоу-бизнеса, причем не на роли «свадебных генералов», что было всегда, а на ведущие позиции. Речь прежде всего об эпопее с выдвижением/невыдвижением в президенты рок-звезды Святослава Вакарчука и комика Владимира Зеленского. Их политическому дуэту явно не хватало женщины, и, кажется, они ее получили. Однако об этом несколько позднее.
Сейчас же нельзя не сказать несколько слов о Тимошенко, заполучившей себе в команду «молодую кровь». Не секрет, что все последние политические перформансы Юлии Владимировны направлены в первую очередь на омоложение и расширение своего электорального поля, состоящего из людей пенсионного и предпенсионного возраста, несколько разбавленного бюджетниками средних лет. Вот только каждая новая попытка Тимошенко завербовать себе симпатиков из числа молодежи и среднего класса оборачивается для политика если не провалом, то как минимум крайне сомнительным, с точки зрения результата, эффектом.
Широко распиаренный «Новый курс», на котором Тимошенко выступает в роли удивительной смеси из украинского Илона Маска и проповедника-евангелиста, ничего, кроме скепсиса, не вызывает, а агрессивная реклама в интернете скорее раздражает, поскольку сделана по старым добрым лекалам телеагитации и категорически не вписывается в контекст. Попытка же сработать в духе интернет-мемасиков от волынской организации «Батьківщини», которая решила попиариться на личности шоумена и волонтера Сергея Притулы без разрешения последнего, обернулась крупным скандалом и необходимостью публично извиняться перед комиком. Вот и с Приходько, приход которой должен был бы как-то сгладить фейл с Притулой, получается совсем наоборот.
При всем уважении к Анастасии, в искренности патриотической позиции которой нет особых поводов сомневаться, в ее биографии, да и в характере тоже, хватает моментов, которые хоть сами по себе ничего слишком страшного не представляют, но в смеси с образом Юлии Владимировны способны серьезно подпортить репутацию последней. Для армии юлефобов и порохоботов, недостачи каковых в Украине не наблюдается, не воспользоваться таким подарком было бы непозволительно. И они всей своей бультерьерской хваткой уцепились в события почти десятилетней давности, когда Приходько выступала на конкурсе «Евровидение» от России. Да, это было давно, да, задолго до войны, но в образ «московської зозулі», то есть глубоко внедренного коварного тайного агента Кремля, который давно и не небезуспешно лепят к Тимошенко недоброжелатели, Приходько вписалась просто идеально.
Тут нужно добавить, что Приходько не просто выступила на «Евровидении» от России, она сделала это в 2009 г., то есть в ситуации наивысшего противостояния Украины и России до Революции достоинства. Тогда Приходько не прошла национальный конкурс, чтобы участвовать от Украины, но ее тут же подобрали и обогрели россияне, чтобы послать на «Евровидение» под своим флагом да еще и с песней на украинском языке (братский народ и все такое…). Выглядело все это не слишком красиво и было более чем очевидной российской провокацией, чего просто не могла не понимать Анастасия, тем не менее приняла в ней участие. К тому же для россиян в то время Приходько была далеко не чужой, она победила на российском талант-шоу «Фабрика звезд» и вся ее певческая карьера тогда проходила в Москве. Не пойди сейчас Приходько в команду к Тимошенко, об этом никто бы и не вспомнил за давностью лет, но теперь получается забавное совпадение – в одном и том же 2009 г. Тимошенко подписывает знаменитые газовые контракты, а Приходько участвует в российской песенной провокации. И вот их пути снова сошлись.
Одним лишь «Евровидением-2009» скандальны вокруг Приходько не ограничиваются. Последующие годы лишь подтвердили ее реноме скандалистки. Наиболее запоминающейся стала история начала этого года, во многом схожая с инцидентом с Притулой. Тогда Приходько снялась в ролике «Идем вперед. Петр Порошенко», но позже заявила, что ее обманули и использовали «в темную». Дескать, министр культуры Евгений Нищук обещал, что ролик будет социальным, но получилась агитация за действующего президента. Но если Притула вполне удовлетворился извинениями от «Батькивщини», то Приходько подала в суд, стремясь, видимо, раздуть историю по максимуму.
Так что совсем нельзя исключать, что скандальность Приходько не обернется напрямую против Тимошенко, и получится, что Юлия Владимировна пригрела у себя на груди очередную политическую «змею», которая в будущем, того и гляди, составит серьезную конкуренцию своему нынешнему партийному боссу. Для Тимошенко подобные кадровые решения достаточно типичны, вспомним хотя бы Ляшко, Королевскую или Портнова, а нынешний тренд продвижения шоуменов сразу в президенты этому лишь поспособствует.
Ну, и в конце нельзя не вернуться к нашей парочке Зеленский – Вакарчук. Добавление в эту формулу Приходько повторяет, пусть и на уровне фарса, классические архетипы времен Оранжевой революции – Ющенко – Янукович – Тимошенко. Посудите сами, склонный к пространным философствованиям и мессианству, но непрактичный и неконкретный Вакарчук – это реинкарнация политического Ющенко. Внешне прямолинейный, но внутренне хитрый защитник русскоязычных жителей юго-востока с нескрываемыми симпатиями к Москве Зеленский – это Янукович версия 2.0, а показательная патриотка-скандалистка с припрятанным в прошлом московским бэкграундом Приходько – это новая Тимошенко.
С одной стороны, то, что политики 15-летней сегодня повторяют себя в певцах и комиках, конечно же, обнадеживает, но, если все авансы, с лихвой отсыпанные как минимум мужской части этого трио социологами и политологами, начнут воплощаться в жизнь, станет несколько грустно. Ведь получится, что в хваленых «новых лицах», которых так жаждет украинское общество, оно на самом деле просто воспроизводит грабли, по которым успело изрядно натоптаться за предыдущие годы.
Тарас Клочко / Деловая столица