Для точного ответа на данный вопрос, конечно, придется подождать результатов расследования. Но из того, что известно сейчас, картина выглядит следующим образом. Около 120 секунды полета, при отделении боковых ступеней от центрального блока первой ступени, что-то пошло не так. Возможно, один из блоков отделился позже других и ударил по центральному блоку второй ступени, возможно, он не отделился вообще. В результате чего ракета потеряла стабилизацию, и начала отклоняться от запланированного курса. После чего сработала аварийная система. Экстренно выключились двигатели второй ступени. На 123 секунде капсула с экипажем аварийно отделился от носителя и вскоре раскрыла тормозной парашют. В момент срабатывания аварийной системы космонавты ощутили действие существенных перегрузок, но вскоре их действие прекратилось. Что и спасло жизнь Алексею Овчинину и Нику Хейгу.
Каковы будут немедленные последствия
На период выяснения причин аварии все пилотируемые запуски ракет-носителей «Союз-ФГ» будут прекращены. Это нормальная практика в мировой космонавтике. Нередко расследование подобных инцидентов ведется год – или даже больше.
Проблема заключается в том, что на данный момент на Международной космической станции присутствуют космонавты – по одному из России, США и Германии. Вернуться на Землю они, в принципе, могут, используя пристыкованный к МКС «Союз» – но в таком случае станцию придется консервировать, чего раньше с ней ни разу не делали. Кроме того, их путешествие домой тоже может быть рискованным, если учесть тот факт, что в одном из «Союзов», которые сейчас находятся на орбите обнаружили дыру в обшивке.
Какими будут долговременные последствия
«Космическая маршрутка», спроектированная в 60-х годах прошлого века, и последний раз серьезно модернизированная в 80-х, когда стала «Союзом-ТМ», возможно, еще и поработала бы на благо человечества год-второй, пока в США проходят испытания новых пилотируемых космических кораблей.
Однако серия досадных инцидентов – в частности, с поврежденной оболочкой «Союза», пристыкованного к МКС, и вчерашней аварией, непременно подтолкнут НАСА к ускорению разработки американских аналогов. Тестовые полеты которых и без того должны были начаться весной следующего года.
Еще одним фактором в пользу отказа от российских кораблей станет заоблачная цена, которую «Роскосмос» выставляет к НАСА за доставку людей на орбиту: один «пассажирский билет» для американского астронавта обходится в 71 миллион долларов. Но по расчетам американского космического агентства, при условии использования «родных» кораблей эта цифра должна уменьшиться ниже 50 миллионов.
Что характерно, все три проекта пилотируемых космических кораблей, находящихся сейчас на финишной прямой – CST-100 Старлайнер от Боинг, Dragon V2 от SpaceX и Dream Chaser – который разрабатывается Sierra Nevada Corporation – все они являются сугубо частными коммерческими предприятиями. Космические программы, к добру или ко злу, станут зависимыми от частного бизнеса.
Эпоха российских «Союзов», то есть период бездумного использования удачных решений советских инженеров, подошла к концу. В течение года, максимум – двух, американские коммерческие космические корабли станут пилотированными. А Россия останется без многомиллиардной прибыли от «космических маршруток». И с собственной программой разработки тяжелых ракет «Ангара», на которую потрачены 160 миллиардов рублей, 25 лет, и которая за этот период совершила один испытательный полет.
Тарас Паньо / Depo.ua