Кадровая проблема поразила российскую разведку. В мире уже не успевают считать провалы их шпионов. Здесь тебе рыжеволосая Мария Бутина, которая добывала информацию в США едва ли не через постель, неудачное отравление Скрипалей в британском Солсбери, которое обернулось санкциями и явным русским следом. Еще и шпионы Боширов и Петров «спалились» своим вояжем в городок с целью «посмотреть на местную красоту». И не просто спалились – The Insider и Bellingcat установили личность «Руслана Боширова». Им оказался полковник ГРУ и «Герой России» Анатолий Чепига. Скоро мы и про Петрова узнаем.
Парень воевал в Чечне, в отряде спецназа ГРУ. Учился в училище, где кадров готовили к операциям за рубежом, «фаршировали» иностранными языками. Похоже на то, что он даже на Донбассе успел побывать.
И вот этот Чепига, на подготовку которого Россия потратила немало денег и времени, вместе с напарником «Петровым», с паспортами, номера которых совпадали с точностью до последней цифры, поехали в Солсбери с «Новичком», чтобы провернуть «чистое убийство» предателя, экс-шпиона Скрипаля. Сейчас неизвестно, почему им не удалось убить россиянина и что надо было делать, чтобы оставить едва ли не по всему городу следы мощного химоружия. Напиться водки в «стельку» и брызгаться им, что ли? Но сказать можно с уверенностью – российские разведчики становятся лучшим оружием против России. Времена Рихарда Зорге, всесильного КГБ, которого боялись так же, как сегодняшний Моссад, могут греть душу последователям традиций СССР. Не больше.
Звоночки кадровых проблем российских спецслужб были заметны еще со времен отравления Александра Литвиненко и пойманной позже Анны Чапман — шпионки украинского происхождения, которая работала в США. Тогда американцы разоблачили сеть из 10 шпионов. Состоялся обмен — Россия предложила западным странам их пойманных агентов, среди которых были Игорь Сутягин, Александр Запорожский, Геннадий Василенко и Сергей Скрипаль.
Что мы видим сегодня? Россия не имеет враждебных агентов, которых можно обменять на ту же Бутину (очень похожа на Чапман) в США. Стало трудно ловить профи – умеют разве что журналистов, как в случае с Сущенко, и влюбленных мальчиков с влиятельным папой в Украине – это о Грибе.
Информация о вмешательстве русских в американские выборы «сливалась» на уровне окружения Путина, разговоры высочайшего уровня о санкциях и США слышала и потом рассказывала о них обычная проститутка Настя Рыбка. И хотя ей успели закрыть рот тайской тюрьмой, но это был невозможный провал нацбезопасности. Еще и два проверенных кадра поехали в Солсбери и наследили так, что Россия теперь вряд ли когда отмоется от «Новичка». Ну и один из последних моментов – в Норвегии задержали 51-летнего россиянина Михаила Бочкарева. Он является IT-советником Совета Федерации. Его заподозрили в незаконном сборе данных путем проникновения через Wi-Fi в базу норвежского парламента, где проходила конференция по компьютерной безопасности. Бочкарев «спалился», и теперь будет сидеть в тюрьме.
ГРУ проваливается даже в Украине – Ерофеев и Александров.
Штука в том, что раньше Россия гордилась возвратом своих агентов домой. Так было с Чапман, а еще раньше, во времена СССР, уделяли внимание полковнику КГБ Рудольфу Абелю, арестованному в США в конце 1950-ых. Он был освобожден в 1962 в обмен на Гарри Пауэрса, пилота шпионского самолета U2, который был подстрелен в Советском Союзе в 1960-ом.
Сейчас же «Боширов» и «Петров», которые «спалились» уже после возвращения домой, удостоились разве что лживого интервью Маргарите Симоньян о красотах Солсбери. Ерофеев и Александров вообще куда-то исчезли. Акции в поддержку Марии Бутиной, в которых принимали участие российские высокопоставленные чиновники, сошли на нет.
Прославленный российский шпион, образ которого подпитывали истории про Штирлица и Зорге, превратился в какого-то «зеленого человечка»-дилетанта. И это в стране, которой руководит ФСБшник.
Причин этому есть несколько. Но одна из главных – это продажность верхов и низов. Так уж случилось, что в СССР страной управляли идеалисты, и они воспитывали таких же людей, которые шли и работали в органах за идею. Сегодня же главной идеей для многих в верхах являются деньги, что уж про низы говорить. Тот же олигарх Дерипаска, обсуждая на яхте с вице-премьером Сергеем Приходько вопрос санкций в присутствии проституток, вряд ли думал об интересах нацбезопасности.
А номера паспортов «Петрова» и «Боширова», которые совпадали до последней цифры, и дальнейшая история с базой паспортов вообще, является ярким примером слабости российской системы. Эту базу паспортов заинтересованные лица банально купили, и благодаря ней они смогли узнать, что бланки, на которых номера шли подряд, использовались для сотрудников ГРУ. Соответственно, все владельцы этих паспортов – агентура – были раскрыты. А продали эту базу сотрудники МВД.
Вишенка на тортике – это соцсети. «ВКонтакте», который стал инструментом ФСБ, так же «выдал» практически всех российских «ихтамнетов» в Крыму и на Донбассе. Informnapalm и не только регулярно отслеживают фоточки бравых вояк на Донбассе, а также российскую технику и прочие «ништяки». В эпоху Интернет наивно было думать, что ни один российский гражданин сам не выложит доказательства агрессии своей страны против другой.
С одной стороны, продажность и непрофессионализм российских структур дают возможность Западу купить любую необходимую информацию и поразить врага. С другой – за такие же деньги агенты российских спецслужб могут выполнить любое задание, что делает их потенциально опасными с точки зрения прогнозирования той границы, на которую они пойдут.
Одно уже сейчас известно точно – Кремль продолжит плодить «Бошировых» и «Петровых», поскольку вся российская структура, включая дипломатию, заменена шпионажем и сомнительными кадрами-неудачниками. А в условиях, когда из рук российских дипломатов никто не хочет пить даже чай, «Боширова» и «Петрова» в мире будут видеть в каждом носителе «двуглавого» паспорта.
Андрей Коваленко / Depo.ua