п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Как суд Англии признал, что Путин дал взятку Януковичу Оказалось, что долг, который Виктор Янукович взял в Кремле буквально в последние недели своего правления, – это вопрос политики, а не экономики

В пятницу, 14 сентября, Апелляционный суд Англии поддержал апелляцию Украины в споре с РФ по трем миллиардам долларов «долга Януковича». Это тянущееся с февраля 2016 г. разбирательство по вопросу о еврооблигациях на $3 млрд под 5% годовых, которые Украина выпустила в декабре 2013 г., в последние месяцы, когда у власти еще находился Виктор Янукович. Весь выпуск выкупил российский Минфин.

Понятно, что в дальнейшем Кремль стал использовать эти еврооблигации как инструмент международного давления на Киев. Новые украинские власти, в свою очередь, отказались платить, заявив, что деньги одалживались не по экономическим мотивам, а по политическим. С тех пор понять, кто прав, а кто виноват, пытаются в Лондоне.

«Не наш долг»

Когда кресло под Виктором Януковичем уже сильно шаталось, он договорился с Владимиром Путиным о том, что РФ откроет для Киева кредитную линию на $15 млрд, а также даст скидку на поставляемый газ. Взамен украинские власти откажутся подписывать Соглашение об Ассоциации с ЕС. На первом этапе в декабре 2013 г. Украина выпустила еврооблигации на $3 млрд под 5% годовых – их сразу выкупил российский Минфин.

Поступившие деньги правительство Николая Азарова направило на погашение долгов по зарплатам бюджетников, а также на различные социальные расходы. По сути, так «в аварийном режиме» покупалась лояльность украинского электората. Но было уже поздно: последовал Евромайдан и бегство Януковича из страны. Про дальнейшее кредитование Россией речь уже не шла, $12 млрд остались невостребованными (их также планировалось выдать через выпуски евробондов).

Уже выпущенные облигации требовалось погасить в декабре 2015 г. Но тогда правительство Арсения Яценюка без труда провело через ВР решение о моратории на выплату долга. Мотивировка была простой и всем понятной: «деньги Москва давала не Украине, а Януковичу, чтобы он смог остаться у власти вопреки воле народа».

Были у Украины, конечно, и другие кредиторы, которые в разное время также купили украинские евробонды. С ними официальный Киев провел переговоры о реструктуризации долгов – и получил согласие. Аналогичное предложение о реструктуризации долга Кабмин направил также Министерству финансов РФ. Однако россияне не пошли навстречу и потребовали от Киева вернуть деньги в срок – явно рассчитывая этим нанести удар по экономике на фоне войны.

Тут-то и сработал мораторий. Дело в том, что все остальные держатели украинских еврооблигаций согласились на отсрочку расчета при одном условии: никто не получит лучшие условия по погашению бумаг, чем они. В этой ситуации вернуть деньги Москве украинские власти не смогли бы, даже если бы захотели.

В феврале 2016 г. фирма The Law Debenture Corporation PLC (как управляющая облигациями по поручению Минфина РФ) подала в Высокий суд Лондона иск о взыскании задолженности с Украины. Киев несколько раз добивался отсрочки рассмотрения, чтобы подготовить свои возражения на российский иск. В итоге слушания начались в январе 2017 г. Российские интересы защищали сотрудники международной юридической фирмы Cleary Gottlieb Steen & Hamilton – той самой, которая в 2003-м представляла российское правительство в «деле Юкоса» после ареста Михаила Ходорковского.

Юристы Cleary Gottlieb в Лондоне делали упор на то, что «долг Януковича» – вопрос чисто коммерческий, и Украина просто должна выполнить контракт. А потому, по их мнению, дело должно рассматриваться по сокращенной процедуре. Украинская сторона в ответ заявляла, что при размещении этого выпуска евробондов было нарушено бюджетное законодательство (деньги от размещения облигаций поступили раньше, чем был увеличен допустимый размер госдолга), также существовали подразумеваемые условия выпуска, которые Россия нарушила. При этом Россия всячески дестабилизировала ситуацию в Украине, требуя от Януковича и Азарова не подписывать Соглашение об Ассоциации с ЕС.

29 марта 2017 г. Высокий суд Лондона поддержал требование представлявших Россию юристов, решив, что вопрос о политическом давлении на Киев не может быть рассмотрен английским судом. А значит, Украина обязана погасить долг по облигациям, выплатить $75 млн купонного дохода и штрафные проценты (каждый день просрочки обходится Киеву в $673 тыс., на тот момент это было более $260 млн). Однако судья разрешил подать апелляцию на это решение, а заодно заморозил выплату долга до момента принятия решения по апелляции. Сам судья при этом признал, что «апелляция имеет реальные шансы на успех».

Так, собственно, и вышло – теперь Высокому суду Лондона придется вернуться к рассмотрению долгового спора между Киевом и Москвой в рамках классического судопроизводства с учетом всех политических моментов дела. А это рассмотрение, по оценкам экспертов, может растянуться еще на два-три года. Причем в его основе теперь будет именно рассмотрение доказательств, подтверждающих утверждения Украины о том, что она в 2013 г. подвергалась неправомерному политическому давлению.

Что будет дальше?

И.о. министра финансов Оксана Маркарова, комментируя решение суда, уже заявила, что решение Апелляционного суда Лондона по т.н. «долгу Януковича» позволит Украине в полном объеме представить и доказать свою позицию о неправомерности действий России. Маркарова также подчеркнула, что Россия должна нести ответственность за свои противоправные международные действия, и английский суд четко дал понять, что не будет уклоняться от принятия решения по этому вопросу.

По ее словам, «выводы Апелляционного суда предоставляют Украине возможность представить перед судом свою давно отстаиваемую позицию о том, что соглашения в отношении еврооблигаций на сумму $3 млрд являются ничтожными и не подлежат принудительному исполнению. Это обусловлено дерзкими угрозами и актами агрессии, которые Россия совершила против Украины не только в преддверии заключения соответствующих соглашений, благодаря чему и обеспечила их подписание, а также в период после подписания, и которые она продолжает совершать до сих пор».

В свою очередь, первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия продолжит доказывать свою правоту. «Мы обратимся в Верховный суд Англии, и уверены, что английское правосудие сможет объективно разобраться и принять соответствующее решение. Нынешнее решение на некоторое время откладывает окончательное решение по урегулированию спора между Россией и Украиной. Надеемся, что следующая инстанция, более высокая инстанция, окончательно примет объективное решение», – сказал он.

Предварительно озвученная позиция Москвы такова: Апелляционный суд вынес неверное решение по вопросу о политическом давлении, и этот аргумент, как и остальные, должен быть отклонен без проведения судебного процесса. Россия в лице министерства финансов поручила трасти, доверительному управляющему еврооблигациями (компания Law Debenture Trust), подать апелляцию в Верховный суд Великобритании.

Казалось бы, при чем здесь миссия МВФ, как раз сейчас приехавшая в Киев? Оказывается, очень при чем. Все выплаты Украина должна согласовывать со своим основным кредитором – Международным валютным фондом, пока находится в его программе. А имея финансовый конфликт с РФ из-за этих самых $3 млрд с процентами, Украина (по тому же соглашению с МВФ) обязана соблюдать принцип добросовестности – то есть прилагать все возможные усилия для достижения договоренности с Россией по долгу.

Теоретически россияне могут это как-то использовать – например, предложить украинскому Кабмину странные условия реструктуризации долга прямо перед получением очередного транша от МВФ. И разбирайся с ними потом, трать время…

Конечно, основное разбирательство по «долгу Януковича» еще впереди, и тянуться оно – со всеми протестами и апелляциями – может практически до бесконечности. Однако пока мы имеем важную для Украины юридическую победу, которая в какой-то мере укрепила позиции нашей страны на международном рынке капитала.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим