Московский патриарх Кирилл собирается в конце августа поехать с визитом к Вселенскому патриарху Варфоломею. Событие это экстраординарное, учитывая непростые отношения между двумя патриархатами как в прошлом, так и на современном этапе. Не секрет, что основная задача Кирилла ‒ заблокировать предоставление томоса на автокефалию для православных Украины, пишет Петр Кралюк для Крым.Реалии.
Московская патриархия не хочет отдавать Украину, которую считает своей канонической территорией. На самом деле эта территория была грубо отобрана Русской православной церковью у Вселенского патриархата. Это касается не только основных земель Украины, входивших в Киевскую и Проилавскую митрополии этого патриархата, но и Крыма, который нынешняя Россия аннексировала и считает своим.
Уничтожение Готвейско-Кафайской митрополии
Крымская земля имеет глубокие христианские традиции. Здесь христианство утвердилось в первые века от Рождества Христова. Одним из главных его ячеек был Херсонес. Христианство исповедовали также готы, появившиеся в Крыму. В IV веке здесь они имели свою епархию, со временем ставшую митрополией Константинопольского патриархата и просуществовавшую до конца XVIII века. В последнее время ее именовали Готвейско-Кафайской. Она распространялась как на Крымское ханство, так и на турецкий эялет в южном Крыму с центром в Кафе. Несмотря на то, что эти земли входили в государства, которые были мусульманскими, здесь существовала относительная веротерпимость. Христиане имели возможность исповедовать свою религию. Основную часть верующих Готвейско-Кафайской митрополии в XVIII веке составляли греки.
После русско-турецкой войны 1768-1774 годов Крымское ханство стало формально независимым от Османской империи. На самом деле оно оказалось под контролем России. Во время этой войны в 1769 году, вероятно, при содействии россиян митрополитом готвейско-кафайским стал грек Игнатий (Гозадинос). Есть информация, что его родной брат Александр служил в свите императрицы Екатерины II. В 1771 году Игнатий прибыл в Крым. Этот владыка занял пророссийскую позицию. Он обратился к Екатерине ІІ с просьбой взять православных греков Крыма под защиту России.
Российские власти спланировали масштабное переселение христиан из Крымского ханства на территории нынешней южной Украины, в частности, в Приазовье. Этим предполагалось решить нескольких задач. Во-первых, христианское население (в основном греки и армяне) играли заметную роль в экономике Крыма, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей. Переселение этих людей существенно должно было ударить по экономике Крымского ханства. Во-вторых, христиан Крыма специально переселяли на земли, где жили украинские казаки, не очень повиновавшиеся российской власти. Тем самым происходило вытеснение казачества с юга Украины.
Выполняя указание россиян, митрополит Игнатий призвал верующих 23 апреля 1778 года (как раз на Пасху) покидать Крым. В течение лета и в начале осени этого же года с помощью российских войск под командованием Александра Суворова, находившихся в Крыму, состоялась широкомасштабная депортация местных христиан. Преимущественно это были греки и армяне. Всего переселили более 30 тысяч человек.
Крымские христиане восприняли депортацию без особого энтузиазма. Ведь им приходилось покидать дома и переселяться на чужие земли. Это переселение в целом носило насильственный характер. И далеко не последнюю роль в этом сыграл митрополит Игнатий, который, несмотря на религиозную функцию, выполнял также функцию административную. Ведь его рассматривали как руководителя греческого православного населения. Используя авторитет церковной власти, Игнатий занимался мобилизацией депортируемых крымских греков. За что получил материальную награду от императрицы Екатерины II.
Оказавшись в Приазовье, депортированные греки были недовольны. В своих бедах они обвиняли митрополита Игнатия. Между ним и его паствой не раз возникали конфликты. Дошло даже до того, что он проклял жителей Мариуполя, ставшего основным городом греческих переселенцев в Приазовье. При этом, как ни парадоксально, Игнатия считают основателем этого города. Хотя до прихода сюда греков здесь существовало украинское казацкое поселение Домаха. Митрополит находился под охраной волонтеров-украинцев, находящихся на российской службе. Потому что со своей паствой он объясниться не мог. Из-за таких недоразумений последние свои дни он провел за пределами Мариуполя.
Митрополит Игнатий своими действиями привел к разрушению Готвейско-Кафайской митрополии в Крыму. Ведь ее паства при его содействии была выселена отсюда. Указом Синода Русской православной церкви от 14 марта 1779 года Игнатий, находившийся в подчинении Константинопольского патриархата, был зачислен в российские архиереи, сохранив свой предыдущий титул митрополита. Вскоре после его смерти, в 1788 году Готвейско-Кафайскую митрополию ликвидировали и присоединили к Славянской и Херсонской епархии. Соответствовали ли такие действия канонам православия? Но в так называемой синодальный период Русской православной церкви с канонами особо не считались. Тогда эта церковь напрямую зависела от императорской власти. В этом контексте ликвидация Готвейско-Кафайской митрополии вполне понятна. Она не нужна была царской власти. Поэтому ее уничтожили, не считаясь с канонами.
На службе «русского мира»
Конечно, во времена царской России о митрополите Игнатии не забывали. Его могила в Мариуполе стала местом почитания. Однако, во времена советской власти его останки перенесли в городской музей. А во время Второй мировой войны они были уничтожены.
Но во времена независимой Украины об Игнатии (Гозадиносе) вдруг вспомнили. 11 июня 1997 года синод Украинской православной церкви (Московского патриархата) канонизировал его, а мариупольцы, предков которых в свое время проклял этот митрополит, в его лице получили своего святого. Митрополита Игнатия даже начали представлять как «святого покровителя Донбасса». В Мариуполе ему воздвигли памятник. А в Донецке в 2003 году в его честь открыли храм при местном металлургическом заводе.
Канонизация митрополита Игнатия выглядит несколько странно, ведь даже в царские времена Русская православная церковь не решилась на такой шаг. В этом случае, похоже, имеем пример выявления российского политического православия, навязывающего русофильские взгляды в Украине, в частности, на Донбассе.
Можно только догадываться, о чем будут говорить во время встречи патриарх Московский и Вселенский, обсуждая томос для православных Украины. Но не стоит ли во время этой встречи напомнить патриарху Кириллу, что к Русской православной церкви фактически неканонически отошли Киевская, Проилавская и Готвейско-Кафайская митрополии, когда-то существовавшие на территории современной Украины и принадлежавшие Вселенскому патриархату?