«На сегодняшний предстартовый момент рейтинги кандидатов в президенты – это скорее индикатор их публичности, пиарности и позиционной зависимости. Политики еще не начали активной работы, исходя из этого рейтинги более персональные, чем электоральные», – написал в сети Facebook политолог Вадим Карасев. Действительно, сейчас происходят несколько процессов. Первый – наращивание узнаваемости в медиа. Отсюда высокие рейтинги кандидатов, имеющих доступ к телеканалам. И высокие рейтинги медийных персонажей наподобие Святослава Вакарчука и Владимира Зеленского, баллотирование которых под большим знаком вопроса. Реально за избирателя на данный момент не борются, а соревнуются за телевизионную картинку, пишет Юрий Васильченко для Depo.ua.
Второй процесс – позиционирование. Пока лишь несколько кандидатов оформили свою позицию – Юлия Тимошенко, Вадим Рабинович, возможно, еще Олег Ляшко, который пытается застолбить нишу кандидата от народа. Петр Порошенко пока не стартовал, поэтому о канве его кампании можно говорить только в общих чертах – патриотическая риторика, сохранение прозападного курса, томос. Похоже, на Банковой находятся в поисках чуда, которое позволит Петру Алексеевичу пройти во второй тур с незначительным отрывом от ключевого конкурента. Точнее, конкурентки. Все остальные кандидаты, в том числе и рейтинговые Анатолий Гриценко и Юрий Бойко на данный момент не предлагают победных стратегий.
Учитывая незначительное количество предвыборных идей и большую плотность охотников за булавой, может так случиться, что уже в октябре четко оформится трио или квартет реальных борцов за пост президента. Всем остальным будет уготована судьба, в лучшем случае, фигур, вокруг которых будет формироваться политика в период до следующих парламентских выборов. А, в худшем – технических кандидатов.
Третий процесс – зачатки войны компроматов. Из того, что обнародуют, ничего не производит впечатления информационной бомбы, поэтому обсуждается в основном в соцсетях или в политически заангажированной среде.
Вот, к примеру, продолжается кампания против Анатолия Гриценко, в сети Facebook создали даже отдельную страницу. На днях в сети Интернет опубликовали документы, завизированные бывшим министром обороны об отказе военного ведомства от земельного участка на Столичном шоссе в пользу ООО «ОСТА-ПЛЮС». В обнародованных документах указаны основания, на которых осуществлена передача участка. Другое дело, что конечный владелец ООО находился на Сейшелах и это должно было вызвать у Минобороны вопросы при оформлении соответствующего приказа.
В целом подобные сливы компромата пока не влияют на сознание избирателя в той мере, в которой надеются их инициаторы. Главная причина в том, что за последние годы в Украине были десятки дел, которые так и не дошли до суда. Или заблокировались на уровне судебных процессов. Собственно, стоит ли чего-то бояться Гриценко после закрытия дела Геннадия Кернеса…
Слабовато действует антипиар и против других участников гонки. К примеру, в интервью «Украинской правде» бывший президент Виктор Ющенко прошелся по Юлии Тимошенко, в частности, напомнил историю о якобы лоббировании ей назначения Виктора Медведчука в правительственную команду. Однако все ведь знают, что Юлия Владимировна для Виктора Андреевича – как красная тряпка. Из его уст даже чистая правда о ней будет выглядеть местью.
С осени мы увидим целую группу спикеров, которые будут работать конкретно против лидеров гонки. И вот тогда социологические срезы продемонстрируют, насколько сильно влияют информационные вбросы на рейтинги тех или иных кандидатов. Попробуем предположить: мощного влияния не будет. Показатели потенциальных участников выборов будут колебаться в пределах сегодняшних цифр без сумасшедших скачков вверх и головокружительного падения вниз.
Все, кто согласится бороться за первую должность в государстве, не первый год в политике, о них в основном известно все, поэтому даже сложно сказать, что способно произвести взрывной эффект на сознание избирателя. Коррупционные скандалы? Ими пресытились. Связи с олигархами? О них и так знают. Рука Москвы? Это могло бы сработать, однако вряд ли найдется самоубийца, который заявит о капитуляции перед Путиным. Скорее, чтобы не попасть под удар конкурентов, будут говорить об эфемерных вещах – Нормандском формате, Будапештском протоколе, мире любой ценой и т. п.