«Горячие головы» в украинском правительстве предлагают закрыть железнодорожное и автобусное сообщение с Россией. Но вряд ли это нанесет заметный вред агрессору. Проиграют – простые украинцы, выиграют – белорусские перевозчики, пишет Денис Лавникевич для Деловой столицы.
Ни крылом, ни колесом, ни рельсом…
6 августа министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в эфире телеканала «1+1» заявил: «Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой». Позже, комментируя собственные слова, министр пояснил: «Мы подготовили ряд контрмер относительно того, что происходит со стороны Российской Федерации на наших оккупированных территориях и в Азовском море. В этот комплекс мероприятий входит и прекращение железнодорожного сообщения с Россией. Вопрос обсуждался на межведомственных рабочих встречах в Министерстве инфраструктуры. Мы хотим, чтобы это было вынесено в плоскость правительства или Совета национальной безопасности и обороны Украины с тем, чтобы соответствующее решение было принято уже на государственном уровне».
По словам Омеляна, пока речь идет только о прекращении пассажирского ж/д сообщения. «На этом этапе мы говорим о регулярном железнодорожном пассажирском сообщении. По грузовому сообщению есть проблема не только в том, что «Укрзализныця» лишится существенных поступлений в ее бюджет, но и с международным законодательством, в частности, с теми обязательствами, которые Украина взяла на себя в рамках Всемирной торговой организации. А потому сейчас мы эту тему изучаем, но не продвигаем», – пояснил он.
Уже на следующий день предложение поддержали в Верховной Раде. Народный депутат от фракции «Народный фронт» Виталий Корчик заявил, что отмена пассажирского железнодорожного сообщения с Россией не нанесет финансового ущерба Украине.
«Этот вопрос должен рассматриваться в пакете с ситуацией в Азовском море, где останавливают наши корабли, оккупации нашей территории, информационной войны и других гибридных проявлений войны со стороны РФ в отношении Украины. И приниматься решение должно на уровне правительства и СНБО», – сказал депутат.
По его мнению, отмена пассажирских железнодорожных перевозок – прежде всего вопрос безопасности для украинцев. «Что касается наших пассажиров, мы все понимаем, что каждый украинец, который едет в Россию, рискует тем, что он может быть незаконно заключенным, и что с ним будет дальше очень трудно прогнозировать. А еще это вопрос безопасности подвижного состава, который может поехать в РФ», – отметил Виталий Корчик.
В свою очередь, первый заместитель постпреда президента Украины в Крыму Изет Гданов на своей странице в Facebook потребовал также прекратить и автобусное пассажирское сообщение с Украиной.
Здесь интересно вспомнить, что летом 2017 г. российские СМИ сообщали, что, якобы, с 1 июля Украина в одностороннем порядке прекратит железнодорожное пассажирское сообщение с РФ. Тогда «Укрзализныця» в своем пресс-релизе объявила, что не принимала никаких решений относительно отмены перевозок пассажиров и не получала подобных предписаний от вышестоящих органов государственной власти.
Но тогда Россия сама начала ограничивать железнодорожное сообщение с Украиной. 20 сентября 2017 г. российские грузовые поезда начали на регулярной основе курсировать по железнодорожному обходу Украины. Первые из них перевезли вагоны с зерном, железорудным сырьем и строительными материалами. В России тогда заявили, что двухпутную электрифицированную железнодорожную линию начали строить на участке Журавка-Миллерово после ухудшения отношений с Украиной в 2014 г. именно как т.н. «железнодорожный обход Украины». Строительные работы были завершены в августе 2017-го, движение было запущено осенью, как и планировалось.
Позднее, 15 ноября, РЖД той же железной дорогой в обход Украины запустило первые пассажирские поезда. Поначалу в обход Украины пошли составы из Москвы в Кисловодск, Анапу, Новороссийск, Адлер и обратно, а также поезд из Санкт-Петербурга до Адлера и обратно.
Новая железная дорога Журавка – Миллерово длиной 137 км в обход Украины была довольно амбициозным проектом. Она проходит полностью по территории России (через Воронежскую и Ростовскую области), стоимость ее строительства оценивалась в сумму около 56 млрд рублей, но сколько составила в реальности – неизвестно. По проекту максимальная скорость движения пассажирских поездов на ней составит 140 км/час. Загрузка направления в летний период, как планируется, будет до 190 поездов в сутки, большая часть которых – пассажирские поезда дальнего следования.
После того, как Россия начала сворачивать ж/д сообщение с Украиной, в декабре 2017-го и.о. главы «Укрзализныци» Евгений Кравцов заявил, что вопрос об аналогичных мерах с украинской стороны будет решаться в 2018 г.
Кто проиграет, и кто выиграет
Напомним, что между Украиной и Россией с 2015 г. не летают самолеты, но пока ходят поезда и ездят автобусы. По данным «Укрзализныци», в 2016 г. пассажиропоток между Россией и Украиной составил 1 млн 36 тыс. человек. Данные за 2017 г. противоречивые. Как указали в «Укрзализныце», пассажиропоток между Украиной и Россией несколько сократился. Если в 2016 году ежедневно железнодорожным сообщением пользовались в среднем 2800 человек, то в 2017 году этот показатель составил 2,3 тыс. А замглавы МИД РФ Григорий Карасин заявил, что в 2017 г. количество украинских граждан, посетивших Россию, увеличилось на 56,1% по сравнению с 2016 г. «Реальные связи между Россией и Украиной на народном уровне начали постепенно восстанавливаться. Растет взаимный пассажиропоток», – считает он.
Кстати, распространенное мнение о том, что для железной дороги пассажирские перевозки убыточны и дотируются из грузоперевозок, неверно. В 2017 г. самым прибыльным поездом «Укрзализныци» стал поезд «Киев-Москва». Он принес компании 154 млн грн прибыли. Второй по прибыльности поезд также связан с российским направлением – «Одесса-Москва» принесла «Укрзализныце» 98 млн грн прибыли. Поезд из Киева в Одессу приносит компании втрое меньше, а во Львов – в пять раз меньше прибыли, чем поезд на Москву.
Оценивать объемы перевозок автобусами куда сложнее – по ним нет единой статистики из-за обилия различных фирм-перевозчиков и большого объема «серых» перевозок. Эксперты весьма приблизительно оценивают «автобусный» пассажиропоток через украинско-российскую границу в полмиллиона человек в год.
Кто пострадает от прекращения ж/д и автобусного сообщения между Украиной и Россией? Кроме Укрзалізниці, теряющей часть прибыли, простые украинцы, которые не смотря на войну и риски продолжают ездить в соседнюю страну.
А кто выиграет от закрытия пассажирских перевозок через украинско-российскую границу? Выиграют белорусские транспортники.
«Саша уже сломал калькулятор, наверное, подсчитывая будущие прибыли. Я имею в виду то, что Александр Лукашенко не получал такого подарка с 2014 г., когда Россия ввела эмбарго на западные продукты. Тогда Беларусь получила возможность зарабатывать сотни миллионов долларов, просто переклеивая этикетки на своей территории, – рассказал в комментарии для «ДС» белорусский экономист Андрей Аксенов. – С тех пор в Россию идут «белорусские» креветки, устрицы, ананасы и хамон. Также после того как в 2015-м Россия и Украина прекратили авиасообщение, компания «Белавиа» резко увеличила доходы, значительно расширив свои перевозки во многие украинские города. Фактически Минск стал транзитным узлом в авиасообщении между Украиной и Россией».
Действительно, сегодня пассажиры, летающие из Украины в Россию и обратно через аэропорт Минск, обеспечивают половину транзитного потока этой воздушной гавани и государственной авиакомпании «Белавиа». В конце 2017 г. в одном из интервью гендиректор «Белавиа» Анатолий Гусаров рассказывал: «Сегодня у «Белавиа» и Национального аэропорта Минск основной транзитный поток – между Украиной и Россией. Думаю, это около половины от всего транзита. Именно поэтому мы стали больше летать в украинские аэропорты: Одесса, Харьков, Львов».
По собственным оценкам «Белавиа», в год через Минск проходит до 450 тыс. «украинских» пассажиров. Понятно, что совокупный пассажиропоток при железнодорожном и автобусном сообщении куда больше авиационного. И белорусы, имеющие развитую транспортную инфраструктуру, охотно освоят новый источник прибыли. Налоги с которой осядут в белорусском бюджете – вместо украинского. А официальный Киев заработает лишь убытки.