Одной из самых больших зрад прошлой недели стало согласие Швеции на строительство «Северного потока-2» (скандал с Мураевым таковой явно не является: не может предать Украину тот, кто все время против нее работает), – пишет Руслан Весел для Деловой столицы. – Украинские журналисты даже вспомнили знаменитые высказывания из «Крестного отца» о предложениях, от которых нельзя будет отказаться. И лишь немногие обратили внимание на реальное заявление шведского правительства, констатировавшего, что оно против газопровода в том числе и из-за вопросов Украины, но как бы «разводит руками» по поводу того, что, согласно международному праву, просто не может препятствовать строительству газопровода за пределами своей территории, хотя и в пределах «эксклюзивной экономической зоны Швеции» (многим, конечно, более близкой может показаться другая связанная с руками аналогия, а именно та, в которой фигурирует Понтий Пилат).
На фоне подобных обвинений в предательстве страны, у которой те же цвета флага, что и у нас (особо «скрепанутые» даже утверждали, что именно Иван Мазепа взял их у шведов, хотя история украинского флага прослеживается как минимум до Галицко-Волынского княжества), осталось незамеченным то, что другие действия Стокгольма все чаще вызывают сильное раздражение у российских дипломатов и чиновников. Более того, роспропаганда «отрывается» на Швеции, может, лишь чуть-чуть меньше, чем на Британии, отношения с которой у России после отравления Скрипалей хуже некуда (напомним, что, как и Британия, Швеция не будет отправлять правительственную делегацию на ЧМ-2018 в РФ, объясняя это нарушениями прав человека в принимающей футбольный праздник стране).
В самом начале той же прошлой недели Швеция и Россия обменялись политико-дипломатическими выпадами. Сначала шведский премьер-министр Стефан Левен заявил, что Россия – самая большая угроза для сентябрьских выборов в шведский парламент (он основывался на данных о российском влиянии на предвыборные кампании 2016-2017 гг. в США и Франции, считая, что и Швецию «не оставят в покое»).
Это заявление вызвало ярость у подчиненных Сергея Лаврова. Посольство Кремля в Швеции назвало заявление главы шведского правительства «верхом бестактности и цинизма», вызывающим глубокое возмущение, в особенности на фоне якобы участившихся антироссийских выпадов Стокгольма, находящихся «на грани клиники». Ну и, конечно же, связали это с политическими интересами (или даже «дешевым политиканством») шведской власти, заявив, что «в пылу предвыборной лихорадки шведское руководство, похоже, готово выполнить любой пропагандистский трюк, переложив его на пресловутый антироссийский мотив». Ну и напоследок в шведском обкоме то ли «Единой Росии», то ли АП РФ (извините, посольстве) указали премьер-министру аборигенов на то, что подобный подход в общении с Кремлем якобы показал свою неэффективность, и посоветовали «перестать обманываться» и подумать над необходимостью восстановления отношений с Москвой. Ведь они зашли в тупик только по вине Стокгольма, как утверждают сотрудники «посольского приказу». Хорошо хоть поркой не пригрозили…
Но и без лишних угроз шведы понимают, с кем имеют дело. И поэтому усиленно готовят к отражению «российских неожиданностей» не только избирательную систему (решение о создании нового органа для ее защиты было принято еще в январе), но и все население страны. На прошлой неделе очередным этапом этой подготовки стали самые масштабные за несколько десятилетий учения. Но их главной особенностью стало не столько задействование 40 батальонов силовиков, сколько участие 22 тыс. резервистов: их на учения не звали с 1975 г. Они патрулировали города, аэро- и морские порты в Национальный день страны, который отмечается 6 июня. И готовились они к отражению не только террористических угроз или опасностей массовых беспорядков. Ведь шведский верховный главнокомандующий Микаэль Биден прямо заявил: «Наша миссия заключается в усилении военной обороноспособности Швеции и совершенствовании наших оперативных возможностей».
Многие эксперты считают, что Швеция восстанавливает свою систему обороны и безопасности времен холодной войны. Важные доказательства этого имели место в прошлом месяце. Во-первых, в военной сфере: шведы реинкарнировали Готладский полк, упраздненный после окончания той же холодной войны. И это стало первым со времен Второй мировой войны созданием подобного военного формирования. Причина – «все более агрессивное поведение России».
Во-вторых, в сфере гражданской обороны. К этому можно отнести и вышеупомянутую мобилизацию резервистов. Но месяцем раньше случился и более показательный факт. 21 мая шведское правительство распространило 20-страничный буклет о том, как вести себя в случае войны или чрезвычайной ситуации: поиск укрытий, подготовка запаса продуктов, возможная мобилизация на защиту от чрезвычайных ситуаций граждан от 16 до 70 лет и т. п. И тут наблюдатели сообщают, что подобные меры Стокгольм применял аж в 1961 г. Отмечая также, что в новой брошюре есть и новация – методика распознания фейковых новостей.
Стоит отметить, что подобные новости приходят из Швеции с завидной регулярностью. И если некоторые, как, например, о буклете по гражданской обороне, прямо на российскую угрозу не указывают, то другие сопровождаются более откровенными высказываниями представителей руководства страны. Так, в марте появились (опять же незамеченные у нас, но вызвавшие настоящую истерику в пропагандистских российских СМИ) комментарии главы оборонной комиссии Швеции (создана в прошлом году) Бьорна фон Сидова и главы секретариата этой комиссии Томми Акессона. Из них были сделаны выводы, что Швеция, не имея таких, как европейские члены НАТО, гарантий помощи в случае нападения России, готовится к полной мобилизации и «тотальной обороне», в том числе и партизанскими методами. Цель этой подготовки – сделать страну способной продержаться против российской агрессии на протяжении трех месяцев, в течении которых Стокгольм все же рассчитывает получить внешнюю помощь.
А прологом к потенциальному получению такой помощи, вероятно, является принятая в начале мая декларация о намерении развивать сотрудничество оборонных ведомств Швеции, США и Финляндии. И хотя шведский посол в Москве божится, что она лишь укрепляет взаимодействие его страны с другими в сфере безопасности и отнюдь не направлена против России, возникает резонный вопрос: а против кого еще? Наверное, не против Эстонии, с которой Швеция проводит ежегодные учения (в этом году в них впервые приняли участие эстонские ВВС). Так же как и не против других членов НАТО (а таковыми являются все страны Балтийского региона, кроме Швеции, Финляндии и России), с которыми шведы буквально на днях совместно тренировали спецподразделения противостоять «гибридным угрозам».
Поэтому и неудивительно, что российские СМИ ставят Швецию в рейтинге «русофобов» на ту же ступень, что и Британию, обвиняющую РФ в совершении в Солсбери террористического акта с применением оружия массового поражения. Ведь в Кремле вполне осознают вред для себя от подобной активности шведов как во внутримобилизационных процессах, так и на международной арене. Связано это с тем, что шведские подготовительные акции, может, и не влияли бы на возможности Кремля устроить в какой-нибудь из соседних стран повторение агрессии против Украины в крымском или донбасском варианте (может, в Москве даже посмеиваются над тем, что Стокгольм впустую тратит средства, так как планов нападать на Швецию у Путина нет, хотя бы потому, что сначала надо напасть на Финляндию, что дало бы шведам пять-десять дней для проведения вышеупомянутой полной мобилизации, направленной на «тотальную оборону»). Однако само их проведение и широкое освещение заставляют как минимум задуматься о необходимости проведения подобных подготовительных мероприятий во многих других странах. Или хотя бы внедрить у себя полученный шведами опыт (они, наверное, будут готовы им поделиться со всеми заинтересованными сторонами, кроме наиболее заинтересованной – самой России).
И как видим по вышеупомянутым «антигибридным» учениям в странах Балтии, остальные потенциальные жертвы российской агрессии не сидят сложа руки. И тоже готовят своих силовиков (и силы ГО) к отражению российского вторжения. Может, не так активно (или не так публично), как шведы, начавшие усиленно «бить тревогу» еще в 2014 г., когда пошли первые сообщения о появлении у скандинавских берегов подводных лодок непонятного (отнюдь не для всех) происхождения.
Так что украинским «экспертам» и журналистам стоит поостыть в выискивании зрад в действиях Швеции, которая всегда довольно резко осуждает противоправные действия страны, развязавшей против нас войну. Напомним, что одной из последних подобных акций было заявление еще не извещенной о результатах спецоперации СБУ главы шведского МИДа Маргот Вальстрем от 30 мая, в котором указывалось, что убийство российского журналиста Аркадия Бабченко – это «лишь последний среди случаев убийств оппозиционных журналистов в России и за рубежом». И при всей неоднозначности ситуации нет сообщений о том, чтобы шведский МИД пожалел о поспешности своего заявления или тем более осуждал Киев за «мистификацию».
Вместо нагнетания гнева против шведов за согласие на «Северный поток-2» более целесообразно было бы поинтересоваться вопросом о том, изучают ли украинские власти тот опыт, который наработала Швеция за последние годы, когда начала усиленно готовиться к отражению угроз со стороны России.
Например, планируют ли украинские власти снабдить население такой же инструкцией на случай войны или масштабного кризиса, как это сделали шведские. Или хотя бы попросить у шведов разрешения на перевод и переиздание (с адаптацией) их буклета в нашей, воюющей уже более четырех лет стране. Тем более что он уже частично переведен (конечно же, не государством).
Есть, конечно, и еще один аргумент против критики Швеции за зраду, но он уже звучит совсем конспирологически. Его сторонники считают, что, давая согласие на прокладку СП-2 возле своих берегов, шведы хотят получить еще один механизм обезопасивания от России. И именно тот, о котором говорили многие украинские чиновники, утверждавшие, что из-за боязни навредить транзиту своего газа в Европу Кремль так и не развязал полномасштабной войны против Украины. Перекрыть транспортировку газа через свою экономическую зону Стокгольм вряд ли сможет, если, конечно, не нашел где-то в глухих «закутках» международного права соответствующий «крючок», который можно будет объявить «только обнаруженным» в нужный момент. Но можно и просто взорвать газопровод в критической ситуации и списать все на самоподрыв боеприпасов времен Второй мировой, напомнив, что о подобной возможности (еще по поводу СП-1) предупреждал не кто иной, как главный союзник Путина – белорусский бацька Лукашенко. Или хотя бы предупредить Кремль о возможности подобного развития ситуации в случае агрессии России против Швеции или ее партнеров. Но это, напомним, слишком конспирологическая версия.