вівторок, 23 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Полная заморозка: Зачем Волкер приехал в Украину Очередной визит спецпредставителя США Курта Волкера в Украину пролил свет на дальнейшую политику Киева и Вашингтона в отношении Донбасса и России

Курт Волкер, который уже полгода ездит в Украину и за это время провел четыре встречи с представителем Путина Владиславом Сурковым, в очередной раз посетил Донбасс и Киев. Как и обычно визит сопровождался мощной информационной обработкой, – пишет Андрей Коваленко для Depo.ua. – Мысли Волкера, казалось, раздавались отовсюду. Говорил американец традиционно о миротворческой миссии на Донбассе, на которую должны согласиться россияне. О нормандском формате, участие США в котором ничего не изменит, потому что Штаты и так на связи со всеми участниками. Уже на Донбассе Волкер подчеркнул, что русскоязычное население региона хочет быть в Украине, а также дал понять, что Россия не хочет, чтобы международные наблюдатели видели, что там происходит.

В Киеве спецпредставитель США встречался с нардепами, семьями политзаключенных, спикером Андреем Парубием.

Как рассказала Ирина Геращенко, встреча с Волкером сопровождалась обсуждением различных вопросов, от подготовки саммита Украина-НАТО и помощи США в вопросах безопасности до предоставления оружия.

После этого Волкер отправился к Порошенко. Как заявила пресс-служба президента Украины, Порошенко с Волкером «обсудили ситуацию на Донбассе и подчеркнули важность развертывания миротворческой миссии ООН на его оккупированной части. Порошенко и Волкер также подчеркнули необходимость немедленного освобождения украинских заложников. Кроме того, большое внимание было уделено сотрудничеству в сфере безопасности и обороны между Украиной и США, укреплению партнерства Украины с НАТО и вопросам энергетической безопасности с учетом рисков, которые несет «Северный поток-2″. Стороны также обсудили прогресс и поддержку Украины на пути реформ, в частности в сфере борьбы с коррупцией».

Впрочем, ничего нового в этих заявлениях нет.

Киев-Волкер-Москва

Визит спецпредставителя США совпал с отставкой помощника Путина Владислава Суркова — куратора Донбасса и «архитектора» крымской аннексии. Об этом трубили все российские СМИ. Пока не совсем понятно, кем Путин заменит Суркова, но просятся две кандидатуры: вице-премьер по вопросам промышленности и энергетики Дмитрий Козак и представитель Путина в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. У Козака с Сурковым был конфликт за сферы влияния в «ЛДНР». Козак так же стоял за операцией русских в Крыму и на Донбассе. Если говорить о Бабиче, то он – выходец из силовиков, его продвигают как человека, который может решить вопрос военным путем.

Хотя кандидатура Козака является более уместной для Донбасса со стороны россиян, вспомнить хотя бы его план по Молдове относительно решения приднестровского конфликта путем превращения Молдовы в федерацию под контролем России. Что-то похожее Россия хочет сделать с Украиной, которую не отпустит. Сурков, скорее всего, надежд не оправдал. Он провалил «русскую весну» и зашел в тупик в переговорах с США.

Со стороны Киева от Волкера ожидают традиционно неизменного курса по поддержке Украины. Речь как об оружии, так и о деньгах. О дополнительных «Джавелинах» Волкер и вправду сказал. Украина их получит, если усилит борьбу с коррупцией, а именно – примет закон об антикоррупционном суде. Одна партия на сумму $47 млн уже была поставлена. Кроме этого, Агентство США по международному развитию (USAID) планирует предоставить Украине $125 млн для Донбасса и окрестных территорий.

Для Киева Волкер очень важен еще и потому, что он имеет близкие отношения с нынешним Государственным Секретарем США Майком Помпео, пользуется уважением в администрации и его полномочия спецпредставителя были продолжены. Если проще – Волкер имеет выходы на всех главных людей в США. Диалог с ним в определенной степени для Банковой практически равнозначен разговору с Трампом.

Вот только Волкер защищает интересы США и напоминает Киеву о взятых на себя обязательства в отношении реформ. Если с ними будут проблемы — поддержка Вашингтона под угрозой.

Что изменит визит Волкера

Переговоры США с Россией в формате Волкер-Сурков были поставлены на паузу. В целом, четыре встречи не дали никаких результатов в вопросе миротворческой миссии. Позиция США и Киева проста: миротворцы должны работать на всем Донбассе включительно с украинско-российской границей. Среди них не будет представителей стран-членов НАТО. Прекращение огня, освобождение пленных и выборы – это составляющие минского процесса. Россия же настаивает на том, чтобы миротворцы не выходили на украинско-российскую границу, а стояли только на линии разграничения, ну и еще защищали представителей ОБСЕ. Такие расхождения не оставляют шансов этим переговорам. Волкер в очередной раз напомнил, что Россия должна согласиться на миссию. А если этого не будет – есть инструменты усиления санкций против нее. Американцы это удачно делают. Трамп недавно приказал готовить санкции за нарушение договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Также Волкер намекнул, что Украина получит новое летальное оружие, если не сможет себя защитить и Россия не будет отступать в агрессивной политике. Мол, захотят пойти дальше и захватить новые территории – украинцам дадут оружие.

Но наиболее интересные слова были сказаны американским спецпредставителем относительно способности нашей страны вернуть аннексированные территории: «Конечно, украинцы не смогут вернуть территории, уже захваченные Россией. Россия слишком сильна. Но цена дальнейшего наступления для России уже выросла, и будет расти еще больше».

Это многое говорит о политике как Киева, так и Вашингтона в отношении Донбасса. Во-первых, Украина и США рассчитывают на дальнейшее санкционный давление на Россию и мирное возвращение Донбасса путем миротворческой миссии. Наряду с этим Украина должна реформировать войско и улучшать государственную ситуацию.

Во-вторых, вестись переговоры с Москвой будут исключительно о пути деоккупации территории. Понятно, что России это невыгодно, и она не будет менять свою политику до тех пор, пока экономически сможет держать курс. О Крыме вообще речь не идет сейчас. А это означает, что конфликт на Донбассе замораживается. Не так, как в Приднестровье, пока что. В Украине и дальше будут стрелять, правда, бои будут продолжаться локальные, как последние несколько лет.

До президентских выборов 2019 «разрулить» ситуацию на Донбассе невозможно по срокам, даже если бы Россия согласилась на миротворцев. Контингент нужно сформировать и профинансировать, а это минимум 20 тысяч человек. К тому же, нужно продумать организацию местных выборов. Гораздо разумнее заниматься этим уже после 2019-го года, когда состоятся президентские и парламентские выборы в Украине. К этому времени Донбасс будет законсервирован. Это устраивает Вашингтон, потому что дает возможность продолжать санкционный нажим на Россию. И нашу власть, которая сейчас в первую очередь смотрит на избирательные гонки-2019. В определенной степени, это устраивает и Москву, которая продолжает занимать Донбасс, сохраняя рычаг влияния на Украину, а также окно для переговоров с США. Не говоря уже об отдельных контрабандных и прочие схемах, которые позволяют наживаться близким к Путину людям. Наряду с этим это дает время Москве на смену кандидатур, ответственных за Донбасс и стратегии защиты собственных интересов по возвращению Украины в свою орбиту.

Понятно, что даже в случае замены Суркова на условного Козака и его переговоры с Волкером, ситуация вряд ли изменится. Да, курс России зависит от воли Путина. И может измениться только тогда, когда система даст трещину.

Так или иначе, Москва ожидает президентских и парламентских выборов в Украине не меньше нас, наших европейских партнеров и США. Эти выборы станут шансом для Кремля улучшить собственные позиции, в зависимости от того, на кого они ставят. Для Запада они являются важными для сохранения собственного влияния. И уже после них нынешняя власть, если она сохранит позиции, или следующая продолжит решать судьбу Донбасса и, возможно, Крыма. В любом случае, попытки Москвы вернуть Украину не прекратятся. От нас и Запада зависит, насколько удачно мы от нее будем отдаляться и сможем вернуть территории.



Поділіться цим