середа, 24 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Венское копье: Почему Порошенко и Трампу были необходимы «Джавелины» ПТРК «Джавелин» долетели до Украины. Но главная их сила скорее не военная, а политическая

Финальную точку в многолетней истории с «Джавелинами», которая началась еще при президентстве Обамы, поставила администрация Трампа. Представитель Госдепа США Хизер Нойерт 3-го мая отметила, что ПТРК уже две недели как в Украине. Этому заявлению предшествовали слова президента Украины Петра Порошенко о прибытии «Джавелинов» на территорию государства, пишет Андрей Коваленко для Depo.ua.

В начале марта согласие на поставку в Украину данных комплексов на сумму $47 млн предоставил Госдеп. Киев стремился получить 210 ракет и 37 пусковых установок. Передали «Джавелины» бесплатно. Украинским военным теперь желательно научиться из них стрелять. Кстати, процесс обучения стартовал еще в январе, когда на базе Национальной академии сухопутных войск имени гетьмана П. Сагайдачного, начали подготовку расчетов таких ПТРК. И обучение это, судя по всему, не бесплатное. Стоит напомнить, что подготовка экипажей и инструкторов двух «Айлендов» (корабли, которые США бесплатно передали Украине) стоило около $10 млн. «Джавелины» в целом являются довольно дорогой игрушкой. Комплекс из шести ракет стоит $1,3 млн, а один выстрел оценивается в сумму $80 тыс.

Правда, на передовой они вряд ли окажутся, по крайней мере в ближайшей перспективе. 2-го мая командующий Объединенного оперативного штаба Сергей Наев подчеркивал, что у Объединенных сил «Джавелинов» нет.

Задолго до этого The Wall Street Journal писал что «Джавелины» не попадут на Донбасс, а будут находиться на «надежных» площадках, которые будут находиться на территории Западной и Центральной Украины, причем, их размещение и «безопасность» будут под контролем американских военных. И никакой зрады тут нет. У нас якобы действуют Минские соглашения и «убийцам танков», как называют иногда «Джавелины», некого убивать на Донбассе, кроме вражеских БМП и единичных, очень редких по официальным сводкам случаев танкового огня. Тем более, что «Джавелины» нам передали для обороны и под этим понятием, учитывая условия хранения о которых писали авторитетные американские СМИ, имеется в виду что-то наподобие Марьинки 2015-го. А вот по тыловым складам нашей армии на Донбассе может и прилететь – враг стреляет из пушек на 20-30 км в тыл. Поэтому и хранить их там нет смысла. Так в чем же фишка этих «Джавелинов»?

Военные моменты

О том, какой классный ПТРК третьего поколения «Джавелин» по сравнению с украинскими противотанковыми комплексами второго поколения «Стугна» и «Корсар» написаны уже километры мнений. Если коротко, то «убийца танков» стреляет на расстояние до 2,5 км и способен пробивать броню плотностью 7,5 см, что превышает максимальную толщину брони танка Т-72. После выстрела из отечественных ПТРК оператор-стрелок должен вести ракету до попадания в цель, а у «Джавелинов» присутствует лазерная головка самонаведения, благодаря которой стрелок может после выстрела спрятаться в окоп. Соответственно, увеличиваются его шансы на выживание. Кроме этого, «Джавелины» более удобны в использовании ночью. Впрочем, и цена вопроса иная. Стоимость упомянутого «Корсара» составляет $130 тыс., а ракет к нему – $20 тыс. И никаких условий относительно использования и хранения нам партнеры не устанавливают, желательно только «Минск» соблюдать.

«Джавелины» поступили на вооружение армии США в 1996 году, а задействован комплекс впервые был в 2003 в Ираке. Там в битве за перевал Дебека американские спецназовцы выпустили 19 ракет, 17 из которых попали в цель, уничтожив два танка Т-55, восемь многоцелевых транспортеров МТ-ЛБ и несколько грузовиков. Все выстрелы из комплекса «Джавелин» были проведены на расстоянии 2200 метров и более. Расстояние приближено к его официальной максимальной дальности или же превышало ее.

Во время войны в Ираке с помощью «Джавелинов» были уничтожены еще несколько танков, включая Type 69 и Т-72 «Вавилонский лев». После окончания фазы с использованием обычного вооружения противотанковый комплекс стал использоваться в основном для обстрела мелких и незащищенных целей.

По сути, в Ираке «Джавелины» прошли своеобразные испытания в боевых условиях. И спорить с тем, что это крутой ПТРК никто не станет. Разве что можно вспомнить Францию и ее ММР пятого поколения.

В случае с Украиной «Джавелины» – это артефакт, наподобие Венского копья (копье Судьбы). Поскольку вера в то, что «Джавелинами» можно выиграть войну, больше похожа на миф.

Политические моменты

История с «Джавелинами» более интересна с точки зрения международной политики. Причем, выгодно украинско-американское соглашение как нашему президенту Порошенко, так и американцу Трампу. Последнему очень необходимо подкрепить реальными делами свои заявления, что он «жестче» по отношению к России, чем Обама, на фоне обвинений в связях с Москвой, российского вмешательства в выборы и так далее. В данной ситуации и санкции вводятся против российских олигархов и компаний, по Украине позиция непоколебима, даже оружие Киеву передали. С нашей стороны президент Порошенко в очередной раз демонстрирует свои успехи на международной арене перед президентскими выборами 2019-го. Безвиз, устойчивая позиция по Крыму и Донбассу, еще и «дружеские» отношения с НАТО и отдельно с США и Канадой, которые предоставляют не только материальную, инструкторскую и гуманитарную поддержку, но и серьезное оружие.

История с «Джавелинами» вполне может пересекаться с несколькими другими моментами взаимовыгодного партнерства между Украиной и США. С одной стороны, Штаты демонстрируют устойчивую поддержку, обеспечивают оружием, бьют санкциями по России. С другой стороны, Украина покупает американский уголь и локомотивы (30 штук) General Electric стоимостью $4,68 млн за единицу, чем помогает Трампу выполнять его предвыборные обещания относительно занятости простых американцев, загруженности экономики и возрождения отраслей. Такие заказы – это новые рабочие места для людей.

Кроме этого, как писал The New York Times, Украина тормозит собственное расследование по Полу Манафорту, который фигурирует в американском деле спецпрокурора Роберта Мюллера относительно российского вмешательства в выборы и связей Трампа с Москвой. А учитывая то, что Манафорт работал с «Партией регионов» и лично Януковичем, а также ныне подсанкционным российским олигархом Дерипаской, гонорары прятал в офшорах, украинские доказательства являются важными для Мюллера, если он хочет расколоть Манафорта. Последнего в США обвиняют в отмывании денежных средств, сговоре против США и др. Правда, в ГПУ были очень удивлены соответствующей публикацией американского издания, мол, ни ФБР, ни Мюллер в ГПУ с запросами о правовой помощи в связи с делом Манафорта не обращались.

Кроме The New York Times ранее о подобной блокировке дела писало The Daily Beast и приводило слова начальника Департамента спецрасследований ГПУ Сергея Горбатюка, который жаловался, что расследовать дело мешают.

Если последнее все же правда, то позиция нашего государства вполне вписывается в интересы Трампа, который хочет решить домашние проблемы с Мюллером и российским делом. Украина также защищает собственные интересы. За дружбу и помощь Трампу сегодня можно будет рассчитывать на поддержку США. Тем более, что Трамп рассчитывает пойти на второй срок. Что будет, если он проиграет выборы, сейчас не должно беспокоить, ибо в противостоянии с Россией особенно важным является каждый день. И даже без Манафорта, с США у нас вырисовывается картина взаимовыгодного партнерства в геополитической составляющей. А что же Россия? Там, конечно, недовольны «Джавелинами», которые стали ударом по их самолюбию и дополнительным стимулом к затягиванию решения донбасского вопроса. Можно было бы сказать, что в ответ Москва вооружит боевиков, но она и так это сделала уже давно. Сейчас просматривается исключительно возможность «бойкота» миротворческих инициатив по Донбассу, хотя переговоры о контингенте и без того выглядели достаточно комично, учитывая длительные переговоры Волкера с Сурковым и отсутствия компромисса как такового.

В общем, ситуация вряд ли изменится кардинально в военном плане. «Джавелины» – это исключительно политический момент, который в теории будет являться сдерживающим фактором для российско-террористических войск. Однако в более широком плане являются следствием межнациональных отношений между Украиной и США.



Поділіться цим