четвер, 18 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Позлим самураев: К чему приведет первый визит Кима в Южную Корею Саммит лидеров двух Корей, скорее всего, завершится ничем, но его ценность в том, что он вообще состоялся и укрепил предпосылки для встречи Кима с Трампом

Утром 27 апреля начался первый за 65 лет визит представителя правящей КНДР династии Кимов в Южную Корею. Ким Чен Ын прибыл в приграничный город Пханмунджом, где его встретил и приветил президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин. Обе стороны чрезвычайно тщательно готовились к этому историческому событию, пишет Владислав Гирман для Деловой столицы.

Когда Ким в своем традиционном костюме стиля Мао направился к демаркационной линии, ему на встречу пошел Мун. Оба лидера остановились по ее разные стороны, обменялись улыбками и рукопожатиями. Перебросившись парой фраз, президент Южной Кореи пригласил Кима переступить «порог». После чего глава Северной Кореи взял за руку бывшего беглеца из КНДР (да, семья Муна в свое время бежала с Севера) и «вернул» на родину. Последовало еще одно рукопожатие. И тут с лица Кима исчезла улыбка, дабы северокорейский фотограф задокументировал всю серьезность могущественного правителя перед переговорами.

Ким предложил Муну открытый, искренний и откровенный разговор, и положить уже наконец вражде с целью объединения полуострова. На что президент Южной Кореи ответил: «Сегодня такая хорошая погода. Весна пришла на Корейский полуостров». Ну, и после уже Ким снова переступил линию и направился в Дом мира в сопровождении своих девяти чиновников, включая дражайшую сестру Ким Е Чжон; а также в окружении почетного караула в традиционных костюмах. В Доме Ким оставил запись в гостевой книге: «Ныне – новая история, на отправной точке истории эпохи мира, Ким Чен Ын, 27 апреля 2018 года».

Горы, стол и стул

Переговоры проходили в специально подготовленной комнате. Все было выверено до мелочей. Специально для встречи дизайн этого кабинета был изменен. Во-первых, поменяли стол – с прямоугольного на овальный в надежде, что это поспособствует искренности участников переговоров. И даже ширина стола в месте, где сидят друг напротив друга лидеры, составляет 2018 мм, подчеркивая значимость этой встречи в 2018 году. А на спинках стульев – объединенная Корея. Во-вторых, на фоне картина с горами Кымгансан (Алмазные горы, КНДР) как символ объединения полуострова. В-третьих, вмонтированные элементы традиционного корейского дома Ханок из общей истории двух стран.

Также обе стороны участвовали в составлении меню. Ким привез с собой шеф-повара, чтобы южные собратья могли насладиться знаменитыми холодными корейскими блюдами, в частности знаменитой холодной лапшой, в приготовлении которой северокорейцы – известные мастера. Южная Корея же, среди прочего, приготовила для Кима швейцарское национальное блюдо из тертого картофеля с различными добавками, в том числе сыра, – решти. И неспроста, ведь детство нынешнего главы северокорейского режима прошло в Швейцарии. Там он под псевдонимом ходил в школу. Официально Пхеньян никогда не признавал этот факт, однако одноклассники, преподаватели и швейцарские СМИ говорят об обратном. Решти же по сути – это послание-намек Киму: как не отпирайся, дорогой, но все же знают, что ты учился на Западе. Мол, помнишь те славные деньки? Они могут вернуться. Ты снова можешь побывать в Европе, тебе будут жать руку, а Северная Корея может выйти из изоляции.

Десертом в лицо Токио

Меню вообще стало поводом для манипуляций. И даже спровоцировало дипломатический скандал, но не между Пхеньяном и Сеулом, а между Сеулом и Токио. Для встречи приготовили и показали десерт из мангового мусса с изображением в синем цвете объединенного Корейского полуострова. При этом на десерте оказались и спорные острова Лианкур (в Корее Токто, в Японии – Такэсима). Эти скалы в море, которые занимает Южная Корея, уже давненько отравляют ее отношения с Японией. Поэтому ожидаемо, что Токио озвучил официальный протест южнокорейскому посольству, использовав фразы «очень прискорбно» и «неприемлемо». Сеул отмахнулся: нет никакой проблемы. И вообще, мол, разрулить ситуацию с товарищем Кимом – и в интересах Японии, в конце концов, при испытаниях северокорейские ракеты неизменно летают в ее сторону.

Но зачем Сеулу делать такое перед столь долгожданной встречей, которая может в перспективе стабилизировать ситуацию с безопасностью в регионе? Просчет? Нет, разумеется. Как видим, саммит готовился с особым тщанием. Значит, продуманный шаг. И Сеул пошел на него, дабы предложить Пхеньяну некую точку объединения. Такую точку, пусть и символическую, нашли в кулинарии. По сути, мимоходом указали на давнего внешнего врага. Япония еще не так давно – с 1910 по 1945 года – контролировала весь Корейский полуостров. Власть тогда принадлежала японском генерал-губернатору.

Пообедали – и в бой

Вернемся, однако, к встрече Кима и Муна. Из Дома мира первый отправился на территорию КНДР. Обедали стороны раздельно. Затем вернулся, и его общение с Муном продолжилось. Только сперва последовало еще одно наполненное символизмом действо – совместная посадка дерева и прогулка вдвоем по саду. Диалог они вели тет-а-тет на небольшом пирсе почти пересохшего водоема. Лидеров издалека снимали журналисты, в частности трансляцию вело китайское информагентство «Синьхуа». Мун говорил, Ким кивал, птички щебетали. Затем Ким говорил, улыбался, кивал Мун. Частично суть их беседы станет известна позднее.

Однако определенные договоренности уже известны. Так, президент Южной Кореи отметил, что почетный караул в его живописных и ярких нарядах в неполном составе, а вот если товарищ Ким посетит Сеул, то увидит его во всей красе. Лидер КНДР принял приглашение коллеги побывать в Голубом доме – резиденции президента Южной Кореи. Это, в принципе, хороший знак, свидетельствующий, что встречи на высоком уровне продолжатся. Хотя повторения истории 2007 года, когда отец Ына, Ким Чен Ир, отказался от новой встречи после переговоров в Пханмунджоме, тоже теоретически возможно. Любая мелочь может испортить все. Правда, Ким твердо намерен замирить «врагов» ради ослабления санкций. Поэтому-то пообещал Муну, что того больше не разбудят утренние запуски северокорейских ракет. То есть, по крайней мере на словах глава Северной Кореи продолжает декларировать отказ от испытаний.

Из конкретных соглашений можно отметить предложение Муна объединить железнодорожные сети двух стран после того, как Ким пожаловался на неудобство поездки в Сеул. Дескать, наша железная дорога не ахти, но мне вот со слов северокорейских делегатов на Олимпиаде ваши шустрые поезда очень понравились. Так что возможно возобновление проекта о строительстве Транскорейской железнодорожной магистрали 2000 года, из которого Пхеньян вышел год спустя. Сеул, вероятно, еще и подарит парочку скоростных поездов Северной Корее и направит специалистов для подготовки их движения по дорогам КНДР. Впрочем, воспринимать буквально эту инициативу пока не стоит. Это скорее способ проявить вежливое дружелюбие – вроде британских разговоров о погоде.

Незримое присутствие Трампа

Нынешний межкорейский саммит явлется пробным шаром, генеральной репетицией перед встречей Ким Чен Ына с президентом США Дональдом Трампа. Поэтому все должно пройти гладко. Хотя сам факт встречи в Пханмунджоме уже добавил очков Белому дому и лично человеку, который выдвинул на пост госсекретаря США директора ЦРУ Майка Помпео. В четверг, 27 апреля, Сенат 54 голосами против 41 поддержал его выдвижение. После чего уже бывший директор ЦРУ сразу отправился в турне по Европе и Ближнему Востоку. В приоритетах значатся: украинский конфликт и «Северный поток-2», за строительство которых Штаты угрожали начать санкционировать; а также, конечно же, Сирия.

Между тем, на фоне голосования в Сенате Белый дом также опубликовал фотографии Помпео из его поездки в Пхеньян. На них он жмет руку Киму. Откровенный месседж администрации Трампа критикам в Капитолии – миссия выполнена, мой парень, которого вы считали недостойным быть главой дипломатии, справился; и вот вам доказательство его эффективности и эффектности. Таким образом, Трамп сплел воедино поездку Помпео в КНДР, голосование в Сенате, сегодняшние переговоры корейских лидеров и свою предстоящую встречу с Кимом.

Перед Мун Чжэ Ином стоит задача закрепить успех и подготовить это событие. Ее выполнение будет определяться во многом соглашениями, заключенными в Пханмунджоне. Это, конечно же, денуклеаризация полуострова, прекращение перемирия и заключение полноценного мира, объединение семей, укрепление сотрудничества в различных сферах, включая экономику и инфраструктуру. На вечер пятницы (разница с Киевом – +6 часов) запланировано подписание совместного заявления. Сеул надеется, что в него будет включена декларация касательно денуклеаризации. Муну, конечно, нужно больше, чем просто заверения, дабы уже встреча Трампа и Кима обрела больше смыслов и красок. Но если Ким будет увиливать, давить явно не станет. Лидер КНДР, в свою очередь, может затронуть вопрос вывода контингента США из Южной Кореи, или же оставить его для обсуждения с Трампом. Поэтому, скорее всего, заявление обойдется без конкретики – лишь с прописанными намерениями о дальнейших переговорах. Уж больно многое поставлено на карту. Главная ценность саммита в том, что он вообще состоялся.

ДОПОЛНЕНИЕ: Уже после подготовки данного материала поступила информация из совместного заявления. Итак. Во-первых, как и прогнозировалось, одной из тем было ядерное оружие. Стороны обязались активизировать процесс денуклеаризации в связке с международным сообществом, в частности с США. Во-вторых, Мун и Ким анонсировали заключение мирного соглашения уже до конца года. В декларации включены такие пункты: продолжение сокращения вооружение, прекращение враждебных действий, превращение укрепленной границы в зону мира и начало многосторонних переговоров с другими странами ради заключения соглашения об окончании Корейской войны.

С таким пакетом достижений Мун в мае, т.е. перед встречей Трампа с Кимом, посетит Вашингтон, чтобы обсудить каждую особенность собственного общения с северокорейским лидером. Озвученная из первых уст, такая информация будет наиболее ценной. Непосредственно денуклеаризацию и ослабление санкций будут обсуждать и Сеул, и Вашингтон, однако только второй по существу, а первый – для фона.



Поділіться цим