Лишившись одного представителя коррумпированной элиты, участники «бархатной революции» фактически согласились на то, что управлять государством будут его друзья и коллеги, пишет Тарас Паньо для Depo.ua.
«Никол Пашинян и его соратники выпущены на свободу». «Коммунистическая партия Армении радуется, что острый кризис завершилась мирно». «Полиция Армении поддерживала? и будет поддерживать все мирные демонстрации протеста» (это после «Полиция Армении решила разогнать демонстрантов» – еще вчера вечером, между прочим). Партия «Расцвела Армения» присоединилась к всенародному движению». Так выглядят заголовки в армянских СМИ. Те, мелкие, которые под главным: «Премьер-министр Серж Саргсян подал в отставку». Революция победила.
Особенно трогательно выглядят комментарии российских политиков по поводу отставки Саргсяна. «Никто не хочет терпеть одного и того же человека во главе государства десятилетиями. Необходима сменяемость власти и партий», – как-то неосторожно сформулировал вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев. «Для России то, что случилось в Армении – это повод очень серьезно оценить ситуацию и ее последствия». Испугался «призрака Майдана», задумался о возможностях и одиозный «единоросс» Константин Затулин.
Почему так случилось – ведь еще вчера Саргсян, хоть и пришел на переговоры с Пашиняном в Marriott, но на предложение сложить власть заявил: «Это шантаж» – и, очевидно, дал команду полиции усилить давление на демонстрантов, и арестовать Пашиняна?
Ответов на этот вопрос есть несколько. Во-первых, все кто видел фото и видео с «группами военных, которые присоединились к протестам» – чудесно поняли, что речь идет не о десятке дезертиров или маргиналов, а о целых подразделениях ереванского гарнизона, которые практически полным составом отправились брататься с демонстрантами. В любом случае, количество военных в колоннах явно составляло сотни.
Во-вторых, имеются обоснованные подозрения, что позицию Саргсяна не то чтобы слишком сильно поддерживали и в его собственной Республиканской партии Армении.
И, в-третьих, абсолютно все представители политических элит Армении были уверены, что столкновения участников протеста с полицией, сотни задержанных и баррикады в центре столицы накануне годовщины геноцида армянского народа как-то неуместны.
Кроме того, прощальная фраза Саргсяна о том, что он ошибся, а Пашинян был прав, когда говорил, что народ против действующей власти, может быть и до определенной степени правдива – «бессменный лидер» и действительно не представлял, насколько он надоел гражданам Армении. А убедившись в этом воочию, решил все же уйти. Еще одним, конспирологическим объяснением может быть наличие у Саргсяна надежд на российское вмешательство в ситуацию – которые в реальности не оправдались.
Впрочем, как бы там ни было, революция победила – и более интересным вопросом является не «почему?» а «что дальше?». А с этим все непросто.
Хотя бы потому, что Саргсян ушел, а коалиция, которая его выбирала, никуда не делась. И она – более-менее легитимная, поэтому попытка «свергнуть» парламент вслед за премьером может быть откровенно опасной для страны. Это понимают участники протестов, и на это они вряд ли пойдут.
А тем временем вместо Саргсяна выполнять обязанности премьера взялся его однопартиец Карен Карапетян. Который не просто заметная фигура в той самой Республиканской партии Армении – но еще и достаточно тесно связан с российскими государственными энергетическими структурами. Он десять лет проработал гендиректором ЗАО «АрмРосгазпром». Еще год – вице-президентом «Газпромбанка» – и так далее.
Карапетян – это органическая часть тех элит, представителем которых являлся и Саргсян. И эти элиты поддержат его или кого-то другого из той же Армянской республиканской партии. Которые, очевидно, продолжат политику Сержа Саргсяна – с коррупцией, жестким административным противодействием оппозиционным партиям и другими врожденными особенностями «управляемой демократии».
Несмотря на факт тесных связей действующей армянской политической элиты с Кремлем, равно как и на зависимость Армении от России в вопросах безопасности, можно не сомневаться в том, что внешнеполитические приоритеты данной страны останутся неизменными. Крым – российский, НАТО – абсолютное зло, и так далее, по привычному шаблону. С единственным отличием – новый лидер, зная о судьбе своего предшественника, разместит в Ереване побольше российских военных и собственных полицейских, и подавлять протесты будет немедленно и беспощадно.
Стоило ли осуществлять подобную излишне бархатную революцию? На этот вопрос должны ответить для себя сами граждане Армении.