п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Армянская революция: Почему армяне проигрывают своему Путину Протесты в Армении несколько радикализируются – но, похоже, становятся менее массовыми

Несмотря на то, что Серж Саргсян все же был избран 17 апреля премьер-министром Армении, ожесточенные протесты в стране продолжаются – пусть и без особой надежды на успех – пишет Роман Федюк для Depo.ua. – Лидер протестного движения Никол Пашинян призывает сторонников парализовать транспортные коммуникации, блокируя дороги фурами и сельхозтехникой, и утверждает, что победа уже где-то неподалеку. Новоизбранный премьер-министр заявляет, что не потерпит «атмосферы вседозволенности в Армении». Католикос всех армян Гарегин II призывает обе стороны конфликта «уважать закон и проявлять взаимное уважение». А полиция продолжает задерживать участников протестов – по состоянию на обед пятницы были задержаны 166 человек. Что, учитывая масштаб протестов, не так то и много – особенно, если учесть тот факт, что большинство задержанных через несколько часов выпускают.

На России, как водится, видят в протестах в Ереване «длинную руку Запада» – а наиболее продвинутые аналитики намекают даже на то, что, возможно, Кремлю стоило поддерживать не Саргсяна, который за десять лет на президентском посту откровенно надоел избирателям и не выполнил большинство предвыборных обещаний – а кого-то младшего из его же партии. Тогда бы и протесты были гораздо меньше. Хотя здесь россияне, конечно, лукавят. Ибо как бы кто ни относился к Саргсяну, «армянским царем» он стал благодаря собственным талантам, а не московской протекции. Причиной его победы были грамотные и жесткие политические интриги, а не поздравления от Дмитрия Медведева.

На том, что протесты не являются «пророссийскими» или «прозападными», настаивают и организаторы акции. «Называть этот процесс прозападным, пророссийским, антироссийским или антизападным категорически неправильно, – уверяет один из организаторов акции Ален Симонян. – Армения всегда отличалась тем, что у нас пытались привязать все эти процессы к любому политическому центру, но оказывалось, что на самом деле это чисто армянский протест».

В целом, краткосрочные перспективы протестов кажутся не слишком утешительными – ни критической массы людей для скорой победы, ни эффективного плана дальнейших действий у оппозиции, похоже, нет. В пользу оппозиции могла бы сыграть чрезмерная жестокость власти в подавлении протестов, что автоматически привело бы к лавинообразному нарастанию недовольства граждан – но пока силовые органы, явно по указанию Саргсяна, ведут себя вполне в рамках приличного.

А вот в более отдаленном будущем сегодняшние протесты могут принести свои плоды. Демонстративно и бесцеремонно взяв власть (от которой публично обещал отказаться в случае одобрения новой Конституции), Саргсян автоматически берет на себя и всю ответственность за экономическую и политическую жизнь страны. Радикально улучшить которую, находясь в премьерском кресле, он явно не сумеет – как не сумел этого сделать за 10 лет в президентском кресле. Вместе с тем растет недовольство и в правящей Республиканской партии, где четко понимают, что негатив, который вызывает поведение Саргсяна в обществе, проецируется и на политсилу, к которой он принадлежит. Все это вместе позволяет предположить, что через четыре года Саргсян, скорее всего, лишится своего места. Или же, если «армянский царь» решит пойти ва-банк, страну может ждать менее «бархатная» революция.



Поділіться цим