На четвертом году войны с РФ Украина решилась приостановить действие Договора о дружбе и сотрудничестве с Россией, который был ратифицирован парламентами двух стран 20 лет назад и до сих пор является формально действующим. Более того, официальный Киев намерен разорвать отношения с СНГ и выйти из уставных органов Содружества. Чем обусловлена такая политика и что она изменит, пишет Артур Гор для Апострофа.
Тут дружим, а тут не очень
О намерении не продлевать действие Договора о дружбе в МИДе Украины заявляли еще в марте. Правда, в интерпретации украинских дипломатов «не продлить» действие документа не означает его автоматического расторжения.
«Мы не выступаем за разрыв такого договора. Мы выступаем за то, чтобы не продлевать действие этого договора на следующие 10 лет, поскольку изменились обстоятельства отношений Украины и РФ», – поясняла замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль.
По словам чиновников МИДа, Украина не может безвозвратно аннулировать договор, ведь на основании в том числе и этого документа отстаиваются интересы нашего государства в международных судебных инстанциях.
Соломоново решение предложил президент. «Внесу в ВР проект закона об одностороннем приостановлении действия отдельных положений Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ в части, в которой действие этого договора несовместимо с национальными интересами и реализацией нашего права на самооборону», – написал Петр Порошенко в Twitter.
Позже президент расшифровал свой месседж: дескать, будет просить парламент отменить статьи договора, касающиеся стратегического партнерства с РФ и сотрудничества в военно-технической сфере. А, например, статья 2, где записано, что договорные стороны «уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ», должна остаться.
А так вообще можно? Отдельные статьи договора оставить, а другие убрать? Порошенко уверяет, что можно. С президентом согласен и экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко.
«Международное право предусматривает, что страна может выйти или из самого договора, или из части этого договора. Это является вполне успешной международной практикой, поэтому никаких нарушений международного права тут нет», – пояснил дипломат.
Но и Россия в одностороннем порядке способна самостоятельно денонсировать Договор о дружбе. Это несложно: достаточно всего лишь за 6 месяцев до окончания срока действия документа (истекает 1 апреля 2019 года) письменно уведомить сторону о таком намерении – и дружбе конец. Если этого не сделано, то действие договора автоматически пролонгируется на 10 лет.
«И у меня есть такое чувство, что одна из сторон его не продлит. Тем более, она его растоптала и грубо нарушила, сначала в Крыму, а потом и на Востоке Украины», – отметил Огрызко.
Скорее всего, официальная Москва также перекроит документ. Ведь еще до украинских инициатив о частичном разрыве «бумажной» дружбы глава комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин в январе заявлял, что документ требует пересмотра, и как раз в той части, где Украина и Россия признают границы друг друга. Логика Затулина просто феерическая: когда Россия «дружила» с Украиной, она признавала ее границы, а сейчас дружбы нет, соответственно, РФ имеет право не обращать внимания на такой «пустяк» как украинская граница. Занавес!
Правда, даже если в Кремле решат частично или полностью денонсировать договор, это не означает, что Украина не сможет апеллировать к документу в международных судах.
«По состоянию на 20 февраля 2014 года (дата аннексии Крыма – ред.) договор был действительным. Поэтому для любого международного суда именно это является главным фактом. Соответственно, Россия нарушила этот договор в одностороннем порядке», – подчеркнул Огрызко.
Другое дело, что у экспертов есть сомнения: так ли критически важно для судов сохранять действие даже отдельных положений «дружественного» документа.
«Аргумент о том, что договор нужен нам для разбирательств в международных судах, не выдерживает критики, – сказал дипломат Богдан Яременко. – Этот договор – далеко не единственный документ, в рамках которого Россия обязана уважать территориальную целостность Украины. Есть устав ООН и масса других документов. Кроме того, факт аннексии украинской территории зафиксирован и осужден в решениях международных организаций. То есть он уже установлен. Соответственно, любой суд без колебаний установит, что на момент аннексии Договор о дружбе был действующим. Правда, что это меняет? С договором или без него, Россия аннексировала часть Украины».
Но «бумажная» дружба с соседом вполне способна навредить.
«Я не вижу никакого смысла в существовании этого документа. Например, в нем прописаны обязательства не предоставлять свою территорию третьим странам для совершения действий, которые могут навредить безопасности договорной стороны. Это сдерживает нас в подготовке военных и других операций против РФ», – добавил Яременко.
Что с СНГ?
Кроме полуразрыва Договора о дружбе, Порошенко анонсировал и выход Украины из уставных органов СНГ, мол, Содружество не осудило российскую агрессию, соответственно, нам там делать нечего. Стоит отметить, что идея распрощаться с СНГ совсем не нова: в марте 2014 года СНБО принял решение прекратить председательство Украины в этом органе, а в ноябре 2016-го в парламент был подан законопроект, которым предполагалось выйти из органов СНГ. Но у нардепов так и не дошли до него руки, и в марте 2018-го законопроект был снят с рассмотрения.
Несмотря на то, что Украина была одним из основателей СНГ, наша страна никогда не была членом Содружества, так как не ратифицировала устав организации.
«Просто Украина всегда выступала против создания наднациональных органов, которые каким-либо образом ограничивали бы ее суверенитет», – пояснил профессор кафедры политологии НаУКМА Алексей Гарань.
Прекратить тусовку в СНГ также совсем не сложно.
«Для этого нужно только одно – росчерком пера президента закрыть постоянное представительство Украины при СНГ», – сказал Богдан Яременко.
Но остается ворох документов и соглашений, которые в разные годы подписывала Украина со странами-членами Содружества.
«Украина входит в ряд многосторонних соглашений, которые действуют между странами СНГ. Эти соглашения касаются многих сфер деятельности, например, взаимного признания дипломов или вопросов двойного налогообложения», – подчеркнул Гарань.
«И, если мы прекратим любое свое участие в СНГ, то это совсем не означает, что договоры становятся недействительными. Только в индивидуальном порядке мы можем из каждого из них выходить», – сказал Яременко.
Впрочем, эксперты отмечают, что для Украины несколько странно оставаться в СНГ даже в качестве ассоциированного члена.
«С символической точки зрения выход из органов СНГ является необходимой мерой. Ведь создается странное впечатление, что мы присутствуем с Россией, которая ведет войну против Украины, в одной организации. Но с практической точки зрения на смену многосторонним соглашениям Украине придется подписывать двусторонние соглашения с государствами-членами СНГ», – резюмировал Алексей Гарань.
С другой стороны, Украина могла бы получить геополитические дивиденды, оставаясь в структуре Содружества.
«Если бы у нас была стратегия противостояния с Россией и использование для этого всех возможных инструментов, то, возможно, наоборот нужно было бы внутри СНГ объединять вокруг себя страны, которые опасаются российской агрессии, – сказал дипломат Василий Филипчук. – Нападение на Украину показало, что Россия не имеет никаких препятствий для подобных шагов в отношении других стран. Например, со стороны российских политиков звучат заявления относительно северных регионов Казахстана, Россия поддерживает те или иные стороны конфликта в Грузии, Молдове. Даже Беларусь боится агрессии со стороны России. Вместо того, чтобы объединить вокруг себя другие страны и использовать площадку СНГ для давления на Россию, мы покидаем его».
Но почему темы Договора о дружбе и прощании с СНГ президент поднял именно сейчас? Ведь очевидно, что «бумажная» дружба, которая уже давно не работает, и участие в СНГ, куда Украина даже перестала платить взносы, стали мертвыми, формальными проектами.
«Это действия пиар-характера, которые не несут никакого принципиального момента, – пояснил Богдан Яременко. – Они призваны консолидировать вокруг президента патриотическое сообщество, которое требует более решительных действий от гаранта в направлении защиты интересов Украины».