Президент России Владимир Путин не собирается ликвидировать так называемые «ДНР-ЛНР», как предлагает спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер. При этом глава Кремля нервничает из-за происходящего вокруг Донбасса и хотел бы заключить новые договоренности, которые закрепили бы оккупацию ОРДЛО его войсками.
О том, почему не стоит ждать от РФ уступок и как Украина может решить проблемы на востоке страны, в интервью Апострофу рассказал российский оппозиционный политик Константин Боровой.
— Курт Волкер заявил, что так называемые «ДНР» и «ЛНР» должны быть ликвидированы, поскольку это необходимо для восстановления территориальной целостности Украины. Какой будет реакция Кремля на это заявление?
— Кремль заинтересован в сохранении нестабильности в этой части Украины, а «ЛНР» и «ДНР» – это инструменты для поддержания нестабильности. Отказаться от этих образований для Кремля будет означать отказаться от Украины в принципе.
Тем не менее заявление Волкера очень важно, потому что фактически оно означает, что США видят решение проблемы в устранении этих бандформирований, которые себя гордо называют «независимыми республиками».
— А какой механизм США собираются применить для того, чтобы расформировать эти «республики»? Ведь те просто так не сложат оружие.
— США используют дипломатические механизмы, а силовых решений со стороны Штатов не предполагается.
Силовые решения возможны только со стороны Украины, но похоже, что в Украине никто особенно не заинтересован в разрешении этой проблемы. Поэтому нестабильность будет оставаться еще долгое время.
— Тем не менее недавно Путин заявил, что Кремль готов рассмотреть варианты с введением миротворцев ООН на всю территорию оккупированного Донбасса. Это поможет как-либо в разрешении конфликта?
— Начнем с того, что это никакой не конфликт, а российская оккупация части территории Украины. А введение миротворцев на оккупированную территорию – это нонсенс. Понятно, что меньше всего Путин заинтересован в том, чтобы какие-то миротворцы присутствовали в российских войсках (которые находятся в ОРДЛО – ред.) или вперемешку были российские войска и миротворцы. Это абсурд – предполагать, что Путин пойдет на какие-то такие шаги.
Он заинтересован в том, чтобы оккупационные войска полностью контролировали эту территорию, и никаких наблюдателей там не нужно.
Это заявление можно назвать «заманкой». Но мы помним: Путин ранее говорил, что миротворцы должны присутствовать только на линии разграничения (украинских военных и оккупантов – ред.). А это означает закрепление оккупации РФ. По замыслу Путина, миротворцы должны охранять оккупированные территории, не позволять Украине вмешиваться в действия оккупационных «властей», то есть заморозить ситуацию.
— Но сейчас Путин ведь говорит о том, что не против присутствия миротворцев на всей оккупированной территории Донбасса. Неужели Россия собирается ослабить свое присутствие на Донбассе?
— Я думаю, что это заявление, которое позволило бы ему начать какие-то переговоры. Путина очень волнует ситуация, когда нет никаких переговоров и решений. Это та нестабильность, которая заставляет его нервничать. Ему хотелось бы, чтобы возникли какие-либо соглашения наподобие Минских, которые позволили бы зафиксировать оккупационную ситуацию. Сейчас таких соглашений нет, а Минские соглашения фактически прекратили свое действие.
— Но и Волкер делает заявления по Донбассу не на пустом месте. У него ведь, наверное, есть какие-то основания говорить о том, что «ДНР-ЛНР» должны быть уничтожены. Какие механизмы есть у США, кроме дипломатического варианта разрешения конфликта? Есть ли у американцев другие возможности повлиять на ситуацию?
— Я думаю, что нет. Общая стратегия Дональда Трампа существенно отличается от стратегии, скажем, Барака Обамы. Администрация Обамы много говорила о необходимости вмешательства. Она не вмешивалась в ситуацию, но заявления были очень грозные. А администрация Трампа почти открыто говорит, что это не ее дело, что США будут поддерживать безопасность в Европе, но только вместе с европейцами.
На самом деле, заявление Волкера – это продолжение старого подхода, который предполагает невмешательство в дела Украины.
Украина может решить все эти проблемы, но только сама. А сегодня руководство Украины не заинтересовано в решении этой проблемы. Нестабильность устраивает Петра Порошенко и Банковую. Не хочу никого критиковать, но такое положение вещей их устраивает.
— Впереди «выборы Путина», как говорят в России, а в июне будет Чемпионат мира по футболу – это важные для Кремля события. Не может ли Россия ослабить свое присутствие на Донбассе, чтобы максимально «отбелить» себя в глазах мирового сообщества?
— Ожидать благоразумия от Путина и Кремля – это несерьезно. Они заинтересованы использовать ЧМ по футболу для продвижения собственной политики. Путин, безусловно, будет это использовать и будет делать заявления. Смешно то, что Путин делает сейчас – он проводит какие-то пресс-конференции, но для своих журналистов.
А теперь у него появляется возможность делать заявления на международной арене, чемпионат мира по футболу предоставляет ему такую возможность. Но он будет ее использовать не для того, чтобы снизить противостояние, а для того, чтобы продвигать свою политику.