23 апреля 2017 года министр аграрной политики Тарас Кутовой подал в отставку, попутно поблагодарив всех: от коллег по правительству – до коалиции в Верховной раде. Это многих удивило: такая «спокойная» отставка непривычна для украинской практики. …И начался поиск #зрады, пишет Николай Романюк для Укринформа.
Приближенные к «агрополитической сфере» люди преимущественно убеждены – Кутовой не справился с тем давлением, которое на него оказывали различные политические силы. И действительно, если рассмотреть интересы собственно правительства с одной стороны и крупных предпринимателей – с другой, то не возможно не заметить разногласия. Правительство по многим причинам заинтересовано в реформах, которые должны вестись в аграрном секторе – создании рынка земли, приватизации государственных предприятий и тому подобное. Продажа земли, возможность ее залога, земельный банк – это прежде всего миллиарды, которые можно вложить в сельское хозяйство, поддержать его. Кроме того, это, как не раз сообщалось, является требованием Международного валютного фонда.
Во многом различные взгляды и интересы имеют большие «землевладельцы» – арендаторы сельскохозяйственных угодий, собственники предприятий пищевой промышленности. Их основная задача – выжать максимальную прибыль из одного сезона. Нельзя сказать, что они категорически против снятия моратория на продажу земли, но и аренда их вполне устраивает. Им выгодно недорого (это – мягко говоря) арендовать землю, фактически освобождая себя от ответственности за нее. Кроме того, как об этом будет идти речь ниже, в сохранении моратория, причем не только из соображений популизма, заинтересованы представители политических сил – «Батькивщины», «Радикальной партии Ляшко» и тому подобное.
Как свидетельствуют опрошенные нами эксперты, законопроекты от Минагрополитики имели большое сопротивление в Парламенте. И это при том, что «Оппозиционный блок», даже вместе с партиями Тимошенко и Ляшко, не могли блокировать все предложения. Это свидетельствует о наличии недовольных действиями Кутового даже среди депутатов фракции Блока Петра Порошенко.
Так почему же на самом деле ушел в отставку Тарас Кутовой? А что по этому поводу думают эксперты?
Тарас Чорновил, народный депутат Украины III, IV, V, VI созывов:
«Здесь имеет место эмоциональное и психологическое выгорание»
Все спекуляции относительно конфликтной ситуации, которая стала причиной отставки Кутового, безосновательны. Вы посмотрите, каким образом он ушел – в самых примирительных тонах, спасибо всем за хорошее сотрудничество и правительству, и Президенту, и коалиции. Даже после заявление об отставке принимает участие во всех совещаниях, готовит очередную аграрную выставку. Очевидно, что человек идет не из-за скандала, а вследствие других мотивов.
Какие это могут быть мотивы? Точно не то, что вчера начали раскручивать некоторые политиканы: Кутовой, мол, не согласен с предложением Владимира Гройсмана относительно введения рынка земли. Наоборот, форма, в которой предлагается введение рынка земли – контролируемого, с запретом продажи земли иностранцам, с ограничением продажи в одни руки, – это его идея, которую поддержало правительство.
Те, кто поддерживают мораторий, заявляют: мы запрещаем собственникам земли ею распоряжаться. И это является очень скрытой, очень жесткой коррупцией для того, чтобы заставить людей по сути даром сдавать ее в аренду, или пропускать через «черные схемы» приватизации. На сегодняшний день есть в Украине люди, которые уже владеют, а не арендуют, несколькими сотнями тысяч гектаров земли. Они добыты через грязные схемы и грязные вещи. Кстати, на этом зарабатывают свой основной капитал такие партии, как «Батькивщина» и «Радикальная партия Ляшко».
И еще. Хорошо известно: если ты у нас формально отказался от бизнеса, ты все равно его контролируешь. Это прямой конфликт интересов. Кутовой достаточно честный человек, его никто не обвинял, и отказавшись от участия в бизнесе, он понес определенные убытки. Поэтому инвестиционные программы и бизнес-деятельность могут и быть как раз ключевыми в этом вопросе.
Возможно, Кутовой эмоционально или психологически выгорел. Люди, которые серьезно работают, могут за год потерять все соки. Это элементарно тяжело.
Игорь Швайка, экс-министр аграрной политики Украины:
«Через несколько недель причины отставки Кутоового вылезут на поверхность»
Последствия деятельности Тараса Кутового в качестве главы Министерства аграрной политики – отрицательные: у него не было никакой программы. Его действия трудно назвать политикой, поэтому его заявление об отставке, кроме смеха, ничего не вызывает. А то, что он хочет пойти заниматься бизнесом… Я бы хотел напомнить, почему он вообще пришел на службу. Представим, что солдат на передовой будет стоять, а потом скажет, что хочет вернуться в театр. Отработает контракт – вернется! Поэтому, если Кутовой вдруг перехотел быть членом правительства, для этого есть реальные причины. Надо подождать пару недель и причины вылезут на поверхность. И это далеко не просто желание Тараса Викторовича заниматься привлечением инвестиций.
Звучат определенные слухи о том, что Кутовой и определенные лица накопили достаточно большой земельный банк в Полтавской области. Не проверял – не буду утверждать. Но дыма без огня не бывает.
Аграрной политики уже в течение двух лет не существует в принципе. Политика — это указатель на 20 – 30 лет вперед. Если Кутовой перестанет работать, для назначения нового министра вряд ли хватит голосов. В таком случае, первый заместитель министра, Максим Мартынюк, будет исполнять обязанности до того, пока не будет сформировано новое правительство, или до отставки правительства Гройсмана.
Леонид Козаченко, председатель Украинской аграрной конфедерации, народный депутат Украины, фракция БПП:
«Кутовой должен сам опровергнуть спекуляции»
Это был личный выбор Кутового, уходить с поста или оставаться. Однако сейчас ходят очень много сплетен не в его пользу. Лично я считаю, что ему стоит выступить и объяснить эту ситуацию.
Результатом деятельности является то, что аграрная отрасль не упала. Но Кутовой определил приоритеты, которых не придерживался.
Будущее государства связано с будущим аграрного сектора. Продовольствие сейчас важнее, чем оружие: тысячи людей ежедневно умирают в мире голодной смертью – ни одна война не наносила такого ущерба. Если Украина будет развивать АПК, то это будет иметь больший эффект в геополитике, чем имеет оружие.
Относительно нового министра, хотелось бы, чтобы ним стал человек опытный, который знает, сколько сосков у коровы и как выращивать сахарную свеклу. Не надо и иностранцев, мы уже имели с ними негативный опыт.
Заместитель министра Максим Мартынюк? Хороший специалист в вопросах землеустройства, но не достаточно опытный для должности министра агрополитики.
Аркадий Корнацкий, народный депутат Украины, фракция БПП:
«Положительных сдвигов в Минагрополитики не прогнозируется»
Министр Кутовой выполнил все задания, которые ему были поставлены, поэтому и ушел. Я не контролировал, какие задачи были у Кутового от тех, на кого он работает.
Перед новым министром будут стоять точно такие же задачи, как и перед Кутовым. Никакой разницы не будет, пока это правительство будет выполнять свои обязанности.
Тарас Высоцкий, генеральный директор «Украинского клуба аграрного бизнеса»:
«Причиной отставки Тараса Кутового были внутренние вещи, о которых мне не известно»
Причиной отставки Тараса Кутового были внутренние вещи, о которых мне не известно. Относительно будущей работы Министерства делать прогнозы не берусь.
Большие ожидания касаются двух реформ, и новый министр должен взять ответственность и их внедрить. Первое, это земельная реформа, всем понятно, что ее надо запустить. Второе, это вопрос государственных предприятий, таких как Укрспирт. Надо решить, что с ними делать — или реформировать, или приватизировать, но надо решить. Но эти изменения должны произойти вне зависимости от того, кто займет должность. Не берусь давать оценку деятельности министра Кутового, но по состоянию на сегодняшний день эти реформы не реализованы.
Сотрудничество с бывшим министром? С коммуникацией между ассоциациями и Министерством все было прекрасно, УКАБ входил в Общественный совет при министерстве, и в большинство рабочих групп. Все было открыто, прямо, никаких вопросов не возникало.