В последние три дня за новостями про сбитый российский штурмовик в Сирии и очередными, на этот раз – в качестве мести за сбитый самолет, российскими бомбардировками жилых кварталов сирийского города Идлиб, как-то незаметно у нас промелькнула новость из Вашингтона, значение которого для всего мира трудно переоценить.
Администрация президента США Дональда Трампа 2 февраля обнародовала документ под названием «Обзор ядерных сил». Журналисты, которые очень любят упрощать официальные названия, чтобы лучше донести публике их суть, называют этот «Обзор…» ядерной доктриной Трампа. Документы такого рода, то есть обзоры, появляются в Вашингтоне не каждый год, точнее – его обнародует каждый президент США, это действительно ядерная доктрина США, как ее видит глава государства.
Итак, как себе видит ядерные силы США новый президент США? Точнее: есть ли различия во взглядах на это вопрос у Дональда Трампа и его предшественника Барака Обамы?
На первый взгляд, принципиальной разницы нет. Трамп, как и Обама, не стремится увеличивать ядерные силы, речь идет лишь об их модернизации. Но. В доктрине Трампа прямо упоминается угроза со стороны России, возникшая как следствие ее агрессивной политики против Украины в частности и Европы в целом. Подчеркивается, что заявленная в военной доктрине России готовность первой применить в Европе ядерное оружие малой мощности, если вспыхнет военный конфликт между Россией и НАТО (в котором России грозит поражение), воспринята со всей серьезностью. Проще говоря, постоянные угрозы Кремля воевать, даже с применением ядерного оружия, а также периодические заявления о намерении разместить в Калининградской области ракеты «Искандер», откуда они смогут «накрывать» практически всю Западную Европу, этот постоянный шантаж все-таки вынудили США к адекватному ответу.
В чем расчет российских стратегов? Ядерные заряды малой мощности – смерть для Европы, но США не затрагивают. То есть, американцы могут удержаться от применения своих стратегических ядерных сил, чтобы не получить в ответ российский ядерный удар уже по своей территории. Американских ракет малой и средней действия с ядерными зарядами в Европе пока нет, они выведены оттуда после «холодной войны» и заключения договора с Россией об ограничении такого оружия.
В ядерной доктрине Трампа изложено, как американцы собираются решать эту проблему.
Первый этап: модификация баллистических ракет (переоборудование их на ядерные боеголовки малой мощности), которые есть на подводных лодках типа Trident. Второй этап: крылатые ракеты с ядерным оружием, запускаемые с самолетов и кораблей. Фактически, американцы отвечают России: говорите, что готовы к ядерной войне в рамках Европы? О’кей, мы тоже готовы.
Понятно, Европа от такой перспективы, мягко говоря, не в восторге.
Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль уже заявил о своей обеспокоенности планами США по разработке нового тактического ядерного оружия. Намерения, закрепленные в американской ядерной доктрине, показывают, что «спираль новой гонки ядерных вооружений уже запущена», – говорит Габриэль.
Понимает ли немецкий министр, кто запустил эту спираль? Понимает. По его словам, Берлин вместе со своими партнерами вынужден искать ответ на такие вызовы, как вероятное наращивание ядерного арсенала России и азиатских стран, но, отмечает министр, «эти ответы не должны заключаться только в том, чтобы самым увеличивать потенциал ядерных вооружений». То есть, Россия и азиатские страны наращивают ядерный арсенал, но Западу следует от такого шага воздержаться, потому что это «посылает неправильные сигналы» (кому?). Западу надо, уверен Габриэль, разрабатывать новые инициативы по разоружению. «Нашей долгосрочной целью, – завершил свое заявление министр, – по-прежнему должен оставаться мир без ядерного оружия».
Почему Зигмар Габриэль обращается к США, а не России, если понимает, кто инициатор «спирали»? Потому что Кремлю на его обращение начхать, в вопросах ядерного оружия, ядерной политики неядерная Германия влияния на Россию не имеет.
Подытожим. Прежде всего отметим, что понятное беспокойство Германии и остальной Европы будет значить в этой ситуации меньше всего, все вопросы ядерного противостояния решаются в Москве и Вашингтоне. Дальше – главное. Ядерная доктрина Трампа означает, что США приняли вызов России, то есть действительно начинается новая гонка ядерных вооружений между двумя странами (немецкий министр тут абсолютно прав). Вопрос: как долго Москва выдержит эту гонку и не закончится ли она так, как в истории гонки вооружений между США и СССР? – прямо просится.
Можно сколько угодно говорить о личных симпатиях Трампа к президенту России, но если США готовы наращивать или повышать качество своих ядерных сил, то эти разговоры ничего не стоят. Главный аргумент России на международной арене – это военная, а особенно – ядерная, мощь. Угроза ее использования — основной метод внешней политики Кремля. Так было до Путина, так есть и сейчас. Нейтрализация этой угрозы – мощнейший удар по России. Такова реальность, а не разговоры.
Юрий Сандул / Укринформ