Новость о том, что 22 декабря в Шевченковский суд Киева признал организатора титушек Юрия Крысина виновным в убийстве журналиста Вячеслава Веремия к двум годами условно облетела украинский сегмент Facebook с быстротой молнии, пишет Лариса Волошина для Деловой столицы.
За четыре года, прошедшие после трагических событий на Майдане, мы уже привыкли к тому, что расследования по делам, идут медленно, что обвиняемые то и дело находят лазейки, чтобы выйти под подписку и тут же сбежать в соседнюю враждебную Украине страну. Но условный приговор за доказанное преступное деяние, более того – убийство – это с нами впервые. Гневным постам не было числа. Каждый писал, каждый клеймил «продажный суд» позором. Когда я говорю, про молниеносность, я нисколько не преувеличиваю. Возмущение вспыхнуло и погасло. Буквально через день его вытеснили другие свежие новости.
25 декабря киевляне, а также гости столицы вышли на Майдан попить кофейку. Интернет пестрил фотографиями с места событий, на который улыбающиеся люди заверяли друзей и подписчиков в том, что они прекрасно проводят время и саакашливизм не пройдет. И снова постам, победным реляциям и дурашливым селфи несть числа. Мне совсем не хочется опускаться до морализаторства: «Пока ребята на фронте воюют, вы тут чаи гоняете». Речь не об этом. На примере этих двух информационных поводов хотелось бы поговорить о том, почему при очевидном запросе общества на все хорошее и готовности проявить чудеса мобилизации против всего плохого, мы с вами топчемся на месте. Почему все сердца требуют перемен, а на поверку все выливается в очередной тарифный майдан или михореволюцию?
Первое, что бросается в глаза – это эмоциональные качели, которые постоянно смещают общественное мнение от тотальной «зрады» до всеобъемлющей «перемоги». Это не дает нам с вами сконцентрироваться на общей задаче и добиться ее выполнения совместными усилиями. Переключение внимания между полюсами для человека является стрессом. От неожиданной радости умирают не реже, чем от шока. Да и находиться в состоянии аффекта психика может очень недолго, стараясь сместить фокус внимания на противоположный полюс просто для того, чтобы защититься от эмоционального пика. Вот и получается, что эмоциональные скачки сами по себе усиливают эффект качелей. От гнева к радости, от радости до горя. Тот факт, что выйти на улицы против возмутителя общественного спокойствия Саакашлили с сотоварищами мы с вами готовы охотней, чем добиваться сообща справедливого суда над убийцами Веремия, говорит о том, что общество так и не научилось жить и действовать, не впадая в аффекты. Петиции и коллективные письма по значимым для сотен тысяч украинцев вопросам с трудом собирают тысячу подписей. Зато в соцопросах уровень недоверия ко всем государственным институтам уже давно показывает поистине ужасающие проценты.
После оглашения приговора журналисты, находившиеся в суде, кричали судье «Ганьба!», а убегавшего из зала суда Крысина называли не иначе, как «Убийца!». Такого же мнения – можно не сомневаться – придерживались люди, собравшиеся в воскресенье в центре столицы. Вот только они предпочли демонстрировать свою многочисленность соратникам Саакашвили, вместо того, чтобы потребовать от правоохранительной и судебной системы прекратить дискредитировать страну. Вместо того, чтобы поддержать убитого журналиста Веремия, собравшиеся тешились солидарностью друг с другом. Я нисколько не упрекаю собравшихся и уж точно не стремлюсь противопоставить трагедию, произошедшую с киевским журналистом, акции среднего класса, которая сплотила несколько тысяч активных людей вокруг идеи стабильности в стране и поддержки — нет, не власти — Украины. Показывая, как быстро фокус внимания патриотичных кругов переключается с одного информационного повода на другой, я пытаюсь сказать, что, если мы с вами не будем менять страну, на место реформаторов всегда будут претендовать те, кто рвется к власти, имитируя народные протесты.
Жить в состоянии аффекта нельзя. Невозможно заглушить злость от несправедливого судебного приговора воскресным флешмобом. Для того, чтобы дать достойный ответ разрушителям, надо начать созидать. Всем вместе, спокойно и без истерик. В конце концов? Украина – это мы с вами, господа улыбающиеся реалисты. Конструктивные смыслы создают только те, кто не впадает в напрасную «зраду» и держится подальше от необоснованной «перемоги». Поэтому очень хочется верить, что однажды мы соберемся на кофе и выработаем совместную пошаговую программу действий ради решения пусть одного важного для всех нас вопроса: суды, налоги, законы и акции поддержки реформаторских инициатив. Тогда необходимость что-то доказывать провокаторам отпадет сама собой. Тогда никто – ни они, ни мы – уже не будет сомневаться, что ответственные граждане тут, они есть и меняю страну для себя, послав подальше заезжих авантюристов.