Путин готовится пожинать плоды своей военной победе над сирийской оппозицией к Башару Асаду. Вчера в Сочи, можно сказать, в торжественной обстановке, трое президентов – России, Ирана и Турции – объявили (в заявлении), что начинают работу по созыву Конгресса сирийского национального диалога. Этот орган, по мнению президентов, должен примирить всех врагов в сирийской войне и обустроить послевоенную Сирию.
О примирении и диалоге уже сказано и еще будет сказано немало громких слов. Но, без патетики и пафоса, какой ответ на главный вопрос: война в Сирии закончилась?
На данный момент – почти да. Извините, но более четкого (понятного) ответа нет. Сплошные «с одной стороны», «с другой стороны», «но», «тем временем» и тому подобные оговорки.
Да, Россия сумела силой оружия сохранить Башара Асада при власти. Сирийская оппозиция, которая когда-то контролировала большую часть территории страны, теперь зацепилась только за кусочки земли на севере страны. Те, кто категорически требовали устранения Башара Асада (и продолжает требовать), не могут подкрепить свои требования силой.
Так, «Исламское государство» потеряла все крупные населенные пункты, окончательный и полный военный разгром – дело недалекого будущего. По всем формальным признакам война закончилась (или вот-вот закончится) и наступил мир. Собственно, именно так и оценивают общую ситуацию и Путин, и Асад, и их коллеги из Турции и Ирана. Следовательно, исходя из такой оценки, теперь время для всевозможных примирительных конгрессов, реальная цель которых – зафиксировать на бумаге совместную военную победу тех, кто жал друг другу руки перед телекамерами в Сочи.
Но – о предостережении. Сирийская оппозиция понесла ощутимое военное поражение, но не уничтожена окончательно. Более того – она и не будет уничтожена, потому что ее взяли под защиту США. Одновременно с новостями из Сочи пришла новость из Вашингтона: «США намерены сохранить свое военное присутствие на севере Сирии после победы над террористической организацией «Исламское государство». То есть, террористы ИГИЛ уничтожены, но американские войска из Сирии не уйдут. Причина – «Должностные лица США надеются использовать постоянное присутствие американских войск в северной Сирии для поддержки сирийских демократических сил (в которых доминируют курды), чтобы оказать давление на Асада и заставить его пойти на уступки в мирных переговорах в Женеве». Как видим, США вовсе не считают, что борьба с Асадом закончилась. Уже хотя бы с этой стороны победа Путина с союзниками не может считаться окончательной.
Далее – курды. Пока Асад при поддержке российской авиации и иранских солдат воевал с оппозицией, сирийские курды устроили себе на севере страны фактическую государственную автономию. Что теперь с ними делать? Турецкий президент категоричен: «Никто не должен надеяться, что мы окажемся на этой конференции под одной крышей с людьми, которые посягают на национальную безопасность Турции. «Демократический союз» сирийских курдов – террористы!» Иран не называет курдов террористами и вообще хочет вести с ними свою отдельную игру, а Россия, которая много десятилетий «вкладывалась» в политическую и материальную поддержку курдов, конечно же отнюдь не согласна поддерживать в этом вопросе турок. Одним словом, одна только эта курдская проблема (а она, кстати, не ограничивается границами Сирии) способна насмерть рассорить трио сочинских «победителей».
А еще есть проблема Ирана. Тегеран, который действительно изрядно приложил руку к победе над антиасадовской оппозицией, в том числе жертвуя своими солдатами, теперь требует «призовые» в разных формах усиления иранского присутствия и иранского влияния по всему региону. А это не может понравиться не только Турции или даже России (они об этом по крайней мере сейчас промолчат), а таким сильным региональным государствам, как Израиль и Саудовская Аравия. То есть, если Россия будет потакать усилению Ирана в регионе, то она сильно испортит свои сейчас в целом неплохие отношения с этими странами. Не говоря уже о том, что Иран остается врагом США, и все друзья Ирана не могут рассчитывать на дружбу с американцами (а кремлевские ой как хотят такой дружбы).
Общий итог всех этих и некоторых других «с одной или другой стороны» и порождает упомянутый малопонятный ответ на вопрос «закончилась ли война в Сирии?» — «на данный момент» и «почти да». В будущем, причем совсем недалеком, там, в Сирии и на Ближнем Востоке, возможно все, включительно с новой кровопролитной войной. Для России – и для Кремля, и для миллионов российских граждан – это означает, что российская армия из Сирии не уйдет. Путину и его друзьям это, может, и нравится, а вот российские граждане еще хорошо заплатят – и жизнью, и благополучием – за «победы» русского оружия на Ближнем Востоке.
Юрий Сандул / Укриформ