Скандал с «райскими бумагами» имеет отчетливо другое качество, нежели «Панамагейт». Он меньше касается русских – по крайней мере, напрямую, а также вовлекает условно приличные конторы, такие как Appleby, которые, в общем, занимаются оптимизацией налогов для бизнеса, пишет Максим Михайленко для Деловой столицы.
Забавно, конечно, что российско-узбекский миллиардер Алишер Усманов регистрирует в США самолет (для чего, как говорят, все же необходимо иметь в Америке некий официальный статус) и вкладывает немалые средства «Газпроминвестхолдинга» в Facebook, как и ряд других российских государственных компаний. Но к системе кремлевского влияния на Дональда Трампа тот же Усманов не имеет никакого отношения. Вместе с тем примечательно, что он ссужает деньгами своего британского бухгалтера, чтобы тот купил еще и «Эвертон», и вот вокруг Британии в этом смысле все больше концентрируется внимание.
Заговор Америки
С одной стороны, существует конспирологическая теория о том, что США целенаправленно громят британские офшорные юрисдикции (ведь после таких сливов никто не доверит свои бумаги ни Mossack Fonseca, ни Appleby), стимулируя бегство средств из них по направлению к своим собственным офшорам. Сторонников такой концепции должно было уверить в ее правоте как раз появление в списке британской королевы, как вроде этакий угрожающий намек, хотя ничего особенного управляющая компания, обслуживающая правящий британский дом, не сделала. Но, в общем, если разоблачители и наносили некий сознательный удар, то фигуры из американского истеблишмента его избежали – одного министра торговли Росса и его партнеров не минула чаша сия. Что, впрочем, не отменяет факта – офшоры и впрямь британские.
С другой стороны, нельзя не отметить определенный идеологический вектор компромата: в прицеле операции находятся богатые. Богатые, укрывающие доходы от налогов – удобная и понятная мишень для глобального журналистского сообщества, преимущественно придерживающегося левых взглядов. Такие же взгляды еще с конца 60-х годов прошлого столетия доминируют и в тех университетских стенах, откуда вышли эти расследователи.
Тезис от противного – так, тот же Трамп вряд ли бы санкционировал подобный слив, ведь он и сам любитель уходить от налогов (нежелание президента США обнародовать свою декларацию носит параноидальный характер). Скорее всего, Трампы, Кушнеры, Россы и Притцкеры (Пенни Притцкер – предшественница Уилбура Росса на должности) вообще считают оптимизацию налогов своим священным правом. Надо сказать, что и сам Джордж Сорос, который оказывает поддержку консорциуму, не большой любитель платить налоги (а для участия в приватизации российского «Связьинвеста» в 1997 г. тоже открывал офшорную фирму на пару с Владимиром Потаниным). Но с политической точки зрения, разоблачители как бы хотят показать: вот куда идут деньги, вместо того чтобы увеличить финансирование здравоохранения и образования.
В той же Великобритании в ходе публикации «райских бумаг» попался на манипулировании налоговым статусом, гуляющим у него между исторической родиной, тропическими островами и Белизом, бывший заместитель председателя Консервативной партии лорд-миллиардер Майкл Эшкрофт. Правда, этот еще недавний член верхней палаты и сам повинен в написании скандальной книги об экс-премьере Дэвиде Кэмероне, так что тот вполне мог пролить свет на истинное лицо аристократа, анонимно поделившись данными финансовой разведки. Положение тори в Британии, в общем, после злополучных выборов выглядит довольно шатким. Может ли оно стать хуже на фоне гибельного Брекзита – вопрос.
Впрочем, расследователи во всех случаях утверждают, что получили свои данные путем инсайда (а то и взлома). Но так говорить принято, иначе их заклеймят точно так же как и «Викиликс» Ассанжа. Мол, консорциум — объект для внешних политических манипуляций. Впрочем, позиция политиков и близких к ним СМИ изначально ослаблена тем, что нарушены законы либо государственные, либо правила этики.
Кризис для всех
Но удар по партии богатых приводит скорее к неожиданным последствиям.
Так, в Канаде он, главным образом, зацепил правящую Либеральную партию, хотя и в отношении дел «давно минувших дней», поскольку Жан Кретьен и Пол Мартин возглавляли правительство довольно давно, как и консерватор Малруни.
В Австрии разоблачен экс-канцлер Альфред Гузенбауэр, также возглавлявший левоцентристскую партию эсдеков и правительство страны в 2000-2008. Правда, свое офшорное предприятие он создал в 2014 г. на Мальте – и здесь нельзя не задуматься о руке Москвы, ведь Гузенбауэр давно колесит по российским форумам и встречам, отстаивая точку зрения Кремля. Причем фирма «Новиа Менеджмент» зарегистрирована совместно на Гузенбауэра и …израильского политтехнолога Таля Зильберштейна, недавно руководившего кампанией партии, арестованного вместе с миллиардером Бени Штайнмецем за отмывание денег и недавно отпущенного.
В свою очередь, изобличение китайских уклонистов вряд ли как-то пошатнет власть в Пекине, а, скорее всего, усилит позиции Си Цзиньпина, укрепляющего свою власть путем педалирования борьбы с коррупцией.
На казахстанском богаче-оппозиционере Мухтаре Аблязове уже клейма негде ставить, Сауат Мынбаев уже четыре года как не министр, а вот министр аэрокосмической промышленности Атамкулов может и погореть (но и симптоматично, что деньги с «Байконура» улетают на Мальту).
Но, как видим, зачистки именно правых консерваторов не получается.. По иронии судьбы, международный консорциум журналистов, пройдя свою дорогу, встретился с той же проблемой, о которой кричат сторонники Дональда Трампа – надпартийным элитным кризисом морали и ответственности.
Что-то произошло с западным истеблишментом? Если советских людей портил квартирный вопрос, то людей западных стран – доступ к обществу потребления, банальная алчность. Кстати, ситуация выглядела бы забавно, не принадлежи сам Трамп и его ближайшее окружение к такому же самому слою (достаточно вспомнить о том, что будущий президент застраивал Нью-Йорк на муниципальную субсидию, а из своих многочисленных банкротств выходил не самыми моральными способами).
Дебют альтернативных левых
Но, в общем, на фоне альтернативных правых дело о «райских бумагах», как и его более масштабный предшественник – «Панамагейт», дает основание думать, что как раз партии левого центра в развитых странах, не способные справиться с исчезновением промышленного пролетариата – своего старинного избирателя – уступят место альтернативным левым.
Такие левые станут открыто требовать учреждения глобального правительства, перехода тех же США к налоговой системе, схожей со скандинавскими моделями, и будут ориентироваться в качестве лидерского типажа, скажем, на Эммануэля Макрона. Если поставить рядом Макрона и Мартина Шульца, то сравнение будет в пользу первого. Шульц — не популист и слишком осторожен в своем видении будущего. Но офисному пролетариату скоро терять-то станет особо и нечего. Получив образование за государственный счет, иммигранты выйдут из-за конвейера, чтобы сесть за их конторку. Или — компания перенесет операции в менее развитую страну, а то и наймет роботов. Соответственно, надо, во-первых, взять свое сегодня, стращая распоясавшихся богатеев компроматом из офшорных зон, а во-вторых, требовать такой организации общества, при которой интеллигенция прочно занимает руководящее положение, а социальные права надежно защищены.
Такое видение будущего сегодня находится под угрозой со стороны плутократов, офшорной аристократии, которая не намерена делиться с отчужденными массами собственными сверхдоходами, нередко проистекающими из источников сомнительных или порицаемых. А также политиков, находящихся на подтанцовке у этого слоя и внедряющего в жизнь людоедский курс.
Например, уже ясно, что после Трампа, который все никак не может принять годный налоговый кодекс и продолжает просто разрушать сделанное Обамой (так, хотя Обамакэр отменить не удалось, нынешний президент обрубил финансирование выравнивающих субвенций на здравоохранение, выделяемое штатам из федерального бюджета), произойдет серьезнейший левый реванш.
Поражения республиканцев на губернаторских выборах в Вирджинии и Нью-Джерси симптоматичны. Белый дом заметил по поводу Вирджинии, что кандидату от Республиканской партии Эду Гиллеспи следовало теснее ассоциировать себя с президентом – хотя, если бы он вообще отказался от поддержки Трампа, то в этом демократическом штате имел бы более высокие шансы. В Нью-Джерси уходящего республиканца, пылкого приверженца Трампа Криса Кристи, который в силу измазанности в лоббистских скандалах в штате так и не получил при президенте никакой должности (впрочем, теперь увидим – вдруг ему повезет), сменит бывший посол США в Германии демократ Фил Мерфи. И когда говорят, мол, Нью-Джерси – «синий» штат, то как-то же победил там два раза подряд Кристи. А вот Вирджиния считалась штатом, который меняет свою лояльность – причем именно при Трампе (в некоторых развитых районах разрыв между новым губернатором Нортхэмом и его соперником – астрономический) он прочно уходит в корзинку демократов. Наконец, референдум в штате Мэн расширил местную программу здравоохранения.
Иными словами, возникает впечатление, что поддержка Трампа упала до сегмента «белого мусора», и американцы вовсе не хотят жить в раю Айн Рэнд. Оценка победы Трампа как атавистической и случайной, а, возможно, и результата некой внешней комбинации, продолжает укореняться. И ведь снаряды офшорных разоблачений ложатся все ближе к Белому дому (а бизнесмены так и вообще уязвимая к таким обвинениям группа).
Когда опубликуют «адские бумаги»
Где упадет следующий снаряд Сороса? Ведь можно не сомневаться, что именно так трактуют во внутреннем кругу эту кампанию, в особенности разоблачение деловых операций Уилбура Росса. Дескать, загадочный и опасный Сорос, из своего лондонского имения финансирующий шпионаж и бумагомарательство с единственной целью – свалить власть верующих белых людей, чью доброту можно пощупать каждое воскресенье на церковной тарелке для сбора пожертвований. Правда, сам Трамп в церковь не ходок, а его зять и дочь посещают синагогу. В принципе, вполне можно предположить, что ICIJ стремится к тому, чтобы вытащить «золотую рыбку» – кого-то из Трампов, а лучше всего – из числа занятых в Белом доме. Просто невероятно, если у этого клана нет офшорных фирм, подставных лиц, каких-то лоббистских историй с душком. Ведь Трамп состоит из них «более чем полностью».
Например, некто в Госдепе сегодня пытается вывести из-под санкций «Северный поток-2». Так что упоминание об офшорной фирме Рекса Тиллерсона времен его работы в Йемене, вполне возможно, было некоторым предупреждением. Тем более что Госдеп настолько разочарован своим руководителем, что течет как решето.
Но, вообще, надо было додуматься: собрав всех богачей в одном Белом доме, устроить погром социальной политики – повысить градус классовой ненависти и противопоставить себе влиятельных, на глобальном уровне, носителей условно-левых взглядов, таких как Сорос. Неизбежное появление альтернативных левых продемонстрировали и немецкие выборы, где Меркель достался очень пестрый парламент, и выборы чешские, на которых избиратель буквально смел истеблишмент.
Так что представляется, что «райские бумаги» – не последнее разоблачение. По-видимому, стоит ожидать «адских бумаг», которые обездвижат генераторы изоляционизма, бесстыжего стяжательства и нестабильности. Тем более что клан Трампов просто идеально подходит для такого рода постановок – это простые, бесхитростные ребята, привыкшие к тотальной вседозволенности. А шансы стать следующим президентом США в таком случае получит какой-нибудь местный Троцкий – вроде несправедливо обиженного Берни Сандерса, комика Джона Стюарта или лингвиста Ноама Хомски.